неподвижных объектов, но также и траектории движущихся. Нам надо знать, например, не только то,
что объект, расположенный в нескольких метрах впереди, это мягкий бейсбольный мяч, но и то, что
он приближается к нам с большой скоростью. Это приводит нас к вопросу восприятия движения.
Стробоскопическое движение. Что позволяет нам воспринимать движение? Первое, что
приходит в голову, это что мы видим объект движущимся, когда его изображение перемещается по
сетчатке. Однако этот ответ оказывается слишком простым, поскольку движение мы видим даже тогда,
когда на сетчатке ничего не движется. Это явление в 1912 году продемонстрировал Вертгаймер в своих
исследованиях стробоскопического движения (рис. 5.9). Стробоскопическое движение проще всего
получить, если делать вспышку в темноте и через несколько миллисекунд делать другую вспышку на
небольшом расстоянии от первой. При этом будет казаться, что свет движется от одного места к
другому, причем это будет неотличимо от настоящего движения.
Рис. 5.9. Стробоскопическое движение. Четыре кружка слева означают четыре лампочки (а).
Если они вспыхивают одна за другой с небольшими темными интервалами, будет казаться, что
непрерывно движется единственный источник света, как это показано в правой части рисунка (б).
Это стробоскопическое движение. Его же мы видим в кино и по телевизору.
Движение, которое мы видим в кино, тоже стробоскопическое. Фильм это просто
последовательность неподвижных фотографий (кадров), каждый из которых немного отличается от
предыдущего. Кадры проецируются на экран в быстрой последовательности с интервалами затемнения
между ними. Скорость предъявления кадров имеет решающее значение. На заре кинематографа частота
кадров равнялась 16 в секунду. Это было слишком медленно, и, как следствие, в первых фильмах
движение казалось слишком быстрым, отрывистым и бессвязным. Сегодня частота кадров обычно
равна 24 в секунду, причем, как правило, каждый кадр предъявляется несколько раз подряд, чтобы
уменьшить эффект подергивания.
Индуцированное движение. Еще один случай восприятия движения при отсутствии движения
на сетчатке это явление индуцированного движения. Когда большой объект, расположенный вокруг
маленького, движется, то может казаться, что на самом деле движется маленький, хотя он и
неподвижен. Первым в гештальт-психологии это явление изучал Дункер в 1929 году. Он помещая
испытуемых в темную комнату и предъявлял им небольшой светящийся круг внутри большего
светящегося контура прямоугольника. Когда прямоугольник сдвигался вправо, испытуемые говорили,
что круг движется влево. Это явление можно наблюдать в ветреную ночь, когда кажется, что луна
пробегает за облаками.
Этот феномен также проявляется, когда нам кажется, что наша машина катится назад, когда мы
останавливаемся у светофора, несмотря на то что мы давим ногой на тормоз. В этом случае
индуцирующим стимулом часто является большой грузовик, который мы видим краем глаза, медленно
двигающийся вперед. При этом нам кажется, что двигается наша машина, несмотря на то что у нас
отсутствуют вестибулярные ключевые признаки такого движения.
Реальное движение. Разумеется, наш зрительный аппарат также восприимчив к реальному
движению, то есть к движению объекта через все промежуточные точки пространства. Тем не менее
анализ такого движения в обычных условиях восприятия отличается поразительной сложностью. Одни
траектории движения на сетчатке должны распознаваться как движение глаз по неподвижной сцене (как
это происходит, когда мы читаем). Другие траектории движения должны быть отнесены к движущимся
объектам (например, к птице, попавшей в зрительное поле). Кроме того, некоторые объекты, образы
|