Чтобы показать влияние контекста, стимульный объект не обязательно должен быть
двойственным. Представьте, что человеку сначала показывают изображение какой-либо сцены, а затем
на короткое время предъявляют для распознавания изображение однозначного объекта; в этом случае
распознавание будет более точным, если этот объект соответствует сцене. Например, посмотрев на
сцену кухни, испытуемый более часто дает верную идентификацию быстро предъявленного
изображения буханки хлеба, чем такого же по времени изображения почтового ящика (Palmer, 1975).
Благодаря обработке по принципу «сверху вниз» мотивы и желания потенциально могут влиять
на восприятие. При сильном чувстве голода, быстро взглянув на красный шарик на кухонном столе,
можно распознать в нем помидор. Желание есть заставляет думать о еде, и эти ожидания
комбинируются с входной информацией (красный круглый предмет), создавая в результате перцепт
помидора. Возможно и отрицательное влияние мотивов на восприятие. Если мы считаем, например, что
некто соблазнитель детей, мы более вероятно расценим его невинное прикосновение к ребенку как
сексуальное.
Влияние контекста и обработка по принципу «сверху вниз» имеют место и в распознавании букв
и слов, играя важную роль при чтении. Читая, мы не отслеживаем строчку текста плавным
непрерывным движением. На самом деле глаза совсем недолго задерживаются на месте, а затем
перепрыгивают в другую позицию на строчке, снова ненадолго останавливаются, затем снова прыгают
и т. д. Периоды, в течение которых глаза остаются в покое, называются фиксациями, и именно во время
фиксаций зрительная система извлекает информацию. На количество и длительность фиксаций очень
сильно влияет то, что известно о данном тексте, и, следовательно, объем привлекаемой обработки
«сверху вниз». Если материал незнакомый скажем, незнакомый научный текст, объем обработки
«сверху вниз» минимален. В таких случаях мы останавливаемся на каждом слове, за исключением
некоторых функциональных слов вроде «и», «о», «тот» и т. п. По мере ознакомления с материалом
становится возможным привлекать полученное знание для обработки по принципу «сверху вниз», и
тогда зрительные фиксации становятся реже и короче (Just & Carpenter, 1980; Rayner, 1978).
Процессы типа «сверху вниз» и недостаточность входного сигнала. Обработка по принципу
«сверху вниз» происходит даже при отсутствии контекста, если входной сигнал очень скудный или
ослаблен. Предположим, что, находясь у подружки в квартире, вы в темноте заходите на кухню и
видите в углу небольшой черный предмет. Вы думаете, что это, наверное, ее кот, но воспринимаемый
сигнал слишком слаб, чтобы быть уверенным, и тогда вы начинаете представлять какой-нибудь
конкретный признак кота скажем, его хвост и затем избирательно направляете внимание на тот
участок предмета, где этот признак может скорее всего быть, если это действительно кот (Kosslyn &
Koenig, 1992). Это процесс обработки по принципу «сверху вниз», поскольку вы использовали
определенное конкретное знание (что у кота есть хвост), чтобы сгенерировать ожидание, которое затем
комбинируется со зрительным входным сигналом. Подобные ситуации довольно обычны для
повседневной жизни. Иногда, если входной сигнал очень слабый, формируемые ожидания могут
оказаться несостоятельными, скажем, когда вы наконец разберетесь, что этот якобы кот на кухне на
самом деле сумочка вашей подружки.
Нарушения процесса распознавания
Распознавание объектов обычно осуществляется автоматически и без усилий с нашей стороны,
так что мы относимся к этому процессу как к чему-то само собой разумеющемуся. Однако иногда
процесс распознавания дает сбои в тех случаях, когда люди страдают от повреждений мозга (вызванных
несчастными случаями или такими болезнями, как сердечные удары). Агнозия общий термин для
обозначения нарушений или расстройств процесса распознавания.
Особый интерес представляет тип агнозии, называемый ассоциативной агнозией. Это синдром,
при котором пациенты, страдающие от повреждений теменных долей коры, испытывают трудности при
распознавании объектов только в тех случаях, когда эти объекты представлены визуально. Например,
пациент может быть не в состоянии сказать, как называется расческа, если ему показать ее
изображение, но может сделать это, если ему дать ее потрогать. Примером данного нарушения является
следующий случай:
«На протяжении первых трех недель, проведенных в больнице, пациент не мог
идентифицировать самые обычные предметы, предъявляемые ему визуально, и не мог определить,
какая еда находится в его тарелке, пока он ее не попробует. Он мог сразу распознать объекты, когда
|