трогал их, но когда ему показывали стетоскоп, он описывал его как «длинный шнур с круглым
предметом на конце» и спрашивал, может ли это быть часами. Когда ему показали открывашку для
бутылок, он ответил: «Возможно, это ключ». Когда его попросили назвать зажигалку, он ответил: «Не
знаю». Он сказал, что он «не уверен», когда ему показали зубную щетку. При виде расчески он также
сказал: «Не знаю». При предъявлении курительной трубки он ответил: «Какой-то прибор, я не уверен».
Когда ему показали ключ, он сказал «Я не знаю, что это; может быть, напильник или какой-то
инструмент»» (Reubens & Benson, 1971).
Какие же аспекты распознавания нарушаются при ассоциативной агнозии? Поскольку
страдающие этим нарушением пациенты часто хорошо справляются с другими визуальными заданиями,
не требующими распознавания, например, нарисовать предмет или сказать, совпадают ли друг с
другом два изображения, нарушение вряд ли происходит на поздних стадиях распознавания, во
время которых стимульный объект сопоставляется с хранящимися в памяти описаниями объектов.
Возможно, хранящиеся в памяти описания объектов каким-то образом утрачиваются или блокируются
(Damasko, 1985).
Некоторые пациенты, страдающие ассоциативной агнозией, испытывают проблемы с
распознаванием только определенных категорий, а не любых объектов. Эти категориально-
специфические нарушения представляют значительный интерес, поскольку, изучая их, мы можем
узнать нечто новое о том, как функционирует процесс распознавания. Наиболее распространенным
категориально-специфическим нарушением является утрата способности к распознаванию лиц,
называемая прозопагнозией. (Мы кратко касались этой проблемы в гл. 1.) Во всех случаях, когда
происходит такое нарушение, имеет место повреждение правого полушария, а нередко также и
повреждения гомологичных зон левого полушария. Примером данного нарушения является следующий
случай.
«Он не мог узнать присматривающих за ним врачей и сестер. «Вы, должно быть, доктор, потому
что у вас белый халат, но как вас зовут, я не помню. Если вы заговорите, я вас узнаю». Он не узнавал
свою жену, приходящую в приемные часы.... не узнавал на фотографиях Черчилля, Гитлера и Мерилин
Монро. Увидев такой портрет он начинал анализировать его дедуктивно, пытаясь найти «критические»
признаки, которые помогли бы ему дать правильный ответ» (Pallis, 1955).
Ко второму типу категориальных нарушений относится утрата способности распознавать слова,
называемая чистой алексией (как правило, сопровождающаяся повреждениями левой затылочной доли).
Пациенты, страдающие этим нарушением, обычно не испытывают трудностей с узнаванием природных
объектов и лиц. Они даже могут распознавать отдельные буквы. Однако эти пациенты оказываются не в
состоянии распознавать зрительно предъявляемые слова. Увидев слово, они пытаются прочитать его по
буквам. Распознавание самых распространенных слов может занимать у них до 10 секунд, при этом
время распознавания растет с увеличением числа букв в слове (Bub, Blacks & Howell, 1989).
Другие типы категориально-специфических нарушений включают проблемы с узнаванием
живых существ таких как животные, растения и пищевые продукты. В редких случаях пациенты
оказываются неспособными распознавать и неодушевленные предметы, как, например, хозяйственные
инструменты (Warrington & Shallice, 1984).
Некоторые предположения, выдвигаемые с целью объяснения категориально-специфических
нарушений, касаются и распознавания объектов в норме. Одна из таких гипотез состоит в том, что
нормальная организация системы распознавания базируется на различных классах объектов: одна
подсистема служит для распознавания лиц, другая для слов, третья для животных, и так далее, и
что эти подсистемы локализованы в различных участках мозга. Если пациент получил лишь местное
повреждение мозга, у него может проявляться потеря памяти, относящаяся только к одной подсистеме,
но не к другим. Так, повреждения специфических участков правого полушария могут приводить к
нарушениям в работе подсистемы, ответственной за узнавание лиц, при этом функционирование других
подсистем остается незатронутым (Damacio, 1990; Farah, 1990).
Внимание
Рассматривая процессы локализации и распознавания, мы часто подразумевали, что в них
участвует внимание. Чтобы обнаружить движение самолета, надо обратить внимание на траекторию его
полета; чтобы распознать тот или иной объект, на него надо сначала обратить внимание; а чтобы
определить, есть ли хвост у этой черной штуки на кухне у вашей подружки, следует направить
|