(Barrera & Maurer, 1981).
Восприятие глубины. Восприятие глубины начинает появляться примерно в трехмесячном
возрасте, но окончательно формируется только где-то к 6 месяцам. Так, в возрасте около четырех
месяцев младенец начинает тянуться к ближайшему из двух предметов, определяя, какой из них
расположен ближе к нему, благодаря бинокулярной диспарантности (Granrud, 1986). Месяц или два
спустя младенцы начинают тянуться к ближайшим объектам, определяя их близкое расположение по
таким монокулярным признакам глубины, как относительные размеры, линейная перспектива, а также
расположение теней (Coren, Ward & Enns, 1999).
Другие свидетельства развития монокулярного восприятия глубины получены в результате
исследований, проводимых с использованием визуального обрыва (см. рис. 5.30). Визуальный обрыв
состоит из доски, пересекающей посередине лист стекла, под которым по разные стороны от доски
находятся две поверхности с шахматным узором одна прямо под стеклом («мелкая» сторона), а
другая на несколько футов вниз от стекла («глубокая» сторона). (Впечатление глубины на рис. 5.30
собственно обрыв создается за счет резкого изменения градиента текстуры.) Ребенок, достигший
возраста, когда он может ползать (6-7 месяцев), помещается на доску в центре; ему закрывают один
глаз, чтобы исключить бинокулярные признаки глубины. Когда мать зовет или манит его с «мелкой»
стороны, ребенок тут же ползет к ней; но когда она манит его с «глубокой» стороны, он «обрыва» не
пересекает. Таким образом, в возрасте, когда ребенок может ползать, его восприятие глубины развито
уже относительно хорошо.
Рис. 5.30. Визуальный обрыв. Визуальный обрыв устройство, позволяющее
продемонстрировать, что младенцы и детеныши животных могут воспринимать глубину примерно с
того же времени, когда они начинают передвигаться. Он состоит из двух поверхностей, покрытых
шахматным узором и сверху накрытых листом толстого стекла. Одна поверхность расположена
прямо под стеклом, а другая в нескольких футах под ним. Когда котенка помещают на доску
посередине между «глубокой» и «мелкой» сторонами, он не хочет переходить на «глубокую» сторону,
но легко сходит с доски на «мелкую» (по: Gibson & Walk, 1960).
Константность восприятия. Подобно восприятию формы и глубины, константность восприятия
начинает развиваться в первые несколько месяцев жизни. Особенно это касается константности формы
и величины (см., напр.: Kellman, 1984). Подтверждение этому можно найти в эксперименте по
константности величины, в котором использовался метод привыкания (младенцам надоедает смотреть
на один и тот же стимул). Четырехмесячным младенцам сначала предъявляли на какое-то время одного
медвежонка, а затем показывали другого. Второй медвежонок мог выглядеть двояко: вариант 1
равный по физической величине первому медвежонку, но предъявленный на другом удалении и потому
создающий ретинальный образ иной величины; и вариант 2 отличающийся от первого по физической
величине. Если младенцы обладали константностью величины, они должны были воспринимать
второго медвежонка в варианте 1 (той же физической величины) как равного по величине первому
медвежонку и, следовательно, разглядывать его меньшее время по сравнению со вторым медвежонком в
варианте 2, который действительно отличался от оригинала. Именно это и происходило (Granrud, 1986).
|