проблемы может порождать такое разделение труда?
2. Представьте, каким был бы ваш зрительный опыт, если бы вы внезапно перестали видеть
движение, Какой вклад вносит восприятие движения в ваше согласованное ощущение мира?
3. Некоторые люди скептически настроены в отношении ценности изучения восприятия и
поведения с позиций биологического подхода. Учитывая то, что вы узнали о зрении и визуально
направляемом поведении, что вы могли бы возразить этим скептикам?
4. Как избирательное внимание помогает восприятию в повседневных жизненных ситуациях?
Легко ли было бы водить машину в городе, в котором никто не обладает способностью к
избирательному вниманию?
5. Какое влияние оказывает на работу художника или скульптора константность цвета и формы?
Можете ли вы сказать, в каком отношении константы восприятия действительно делают задачу
художника сложнее, чем она была бы при отсутствии константности?
Дополнительная литература
Многие из источников, перечисленных в разделе дополнительной литературы к главе 4,
затрагивают и темы, обсуждавшиеся в этой главе. Подойдут и некоторые другие источники.
Общие вопросы восприятия: Kosslyn. Invitation to Cognitive Science (Vol.2): Visual Cognition, (2nd
ed., 1995); Coren and Ward. Sensation and Perception (3rd ed., 1989); Rock. The Logic of Perception (1983).
Особый подход Гибсона к восприятию глубины и движения, в частности, и к восприятию вообще
представлен в: Gibson. The Ecological Approach to Visual Perception (1986). He менее оригинальный
подход Mappa к восприятию с позиций когнитивной науки дан в: Marr. Vision (1982). Более популярное
введение к некоторым работам Марра можно найти в первых главах книги: Johnson-Laird. The Computer
and the Mind (1988).
Проблемы распознавания и внимания: Spoehr & Lehmkuhle. Visual Information Processing (1982).
Изучение механизмов мозга, участвующих в распознавании: Farah. Visual Agnosia: Disorders of Object
Recognition and What They Tell Us About Normal Vision (1990); Posner & Martin. (eds.), Mechanisms of
Attention (1985). Новые достижения в сканировании мозга описаны в: Posner & Raichle. Images of Mind
(1994). Подход к распознаванию и локализации с точки зрения многосвязных моделей изложен в
двухтомнике более сложного уровня: Rumelhart & McClelland. Parallel Distributed Processing (1986).
На переднем крае психологических исследований
Прекращение боли в руке, которой уже нет
Дерек Стин потерял левую руку в результате автокатастрофы, когда ему оторвало все нервы,
ведущие к руке от спинного мозга. Рука была безнадежно парализована, и год спустя ее ампутировали.
Тем не менее Стин продолжал испытывать ощущения, о которых сообщали многие люди, перенесшие
ампутацию; данный феномен известен под названием «фантомных конечностей». Он ощущал давление
отсутствующей руки на свое тело и жуткую боль в самой руке.
Боли и неприятные ощущения, связанные с фантомными органами, крайне тяжело поддаются
лечению. После ампутации мозг перестраивает свою сенсорную карту. Участок карты,
соответствующий ампутированной конечности, перестает получать сигналы от руки, однако он
получает стимулы от соседних частей тела, и эти стимулы создают в мозге иллюзию присутствия
ампутированной руки.
Вилаянус С. Рамачандран, профессор нейрологии при Калифорнийском университете в Сан-
Диего, задумался над вопросом, почему Стин испытывает фантомные ощущения, несмотря на то что
рука была парализована еще до ампутации. Он пришел к выводу, что в первые месяцы после аварии у
Стина развился «заученный (приобретенный) паралич»; его мозг продолжал посылать руке сигналы,
побуждающие ее двигаться, но хотя Стин видел, что рука на месте, она не двигалась. «Его мозг
постоянно получал информацию о том, что его рука не двигается, хотя она и не была потеряна»,
объясняет Рамачандран.
Если паралич можно приобрести путем научения, возможно ли и отучиться от него?
Рамачандран решил проверить данное предположение. Как настоящий волшебник, он сделал это с
помощью зеркал. Он соорудил ящик без передней стенки и крышки и поместил посреди него
|