эффекты телевизионной демонстрации насилия могут быть затяжными: чем больше программ с
насилием мальчик смотрит в 9 лет, тем с большей вероятностью он окажется агрессивнее в 19 лет (рис.
1.3).
Рис. 1.3. Связь между детским восприятием телепрограмм с насилием и агрессивностью во
взрослом возрасте. Классическое исследование показывает, что предпочтение мальчиками 9-летнего
возраста телепрограмм с насилием связано с более агрессивным поведением в возрасте 19 лет по
сравнению с другими сверстниками (по: Eron et al., 1972).
<Рис. Психологические исследования свидетельствуют о том, что просмотр телепередач,
содержащих сцены насилия, оказывает негативное влияние на маленьких зрителей.>
Исторические основания психологии
Современная психология уходит своими корнями к философии IV-V веков до нашей эры.
Великие греческие философы Сократ, Платон и Аристотель поставили фундаментальные вопросы о
психической жизни человека. Например: верно ли люди воспринимают реальность? Что такое
сознание? Является ли человек изначально рациональным или иррациональным существом? Обладает
ли человек свободой выбора? Эти вопросы, такие же важные сегодня, как и две тысячи лет назад,
обращены скорее к природе разума и психических процессов, чем к природе тела или поведения и
являются предшественниками когнитивного подхода.
<Рис. Древнегреческий философ Сократ поставил перед человечеством фундаментальные
вопросы, касающиеся психической жизни. Многие из этих вопросов столь же актуальны сегодня, как и
в его эпоху.>
У
биологического подхода не менее долгая история. Гиппократ, считающийся «отцом
медицины» и живший примерно в то же время, что и Сократ, весьма интересовался физиологией
(отрасль биологии, изучающая нормальные функции живого организма и его органов). Он сделал много
важных наблюдений о том, как мозг контролирует различные органы тела, заложив тем самым
фундамент физиологического и биологического подходов в современной психологии.
Натурализм и эмпиризм
Один из самых ранних споров, касающихся человеческой психологии, не утихает и в наши дни.
Предметом этого спора является вопрос о том, являются ли человеческие способности врожденными
либо приобретаются благодаря индивидуальному опыту. Согласно натуралистическим представлениям,
человек вступает в мир, обладая врожденным запасом знаний и понимания окружающей его
реальности. Ранние философы полагали, что путь к раскрытию этого заложенного в нас знания и
понимания лежит через строгие логические рассуждения и интроспекцию. В XVII веке в защиту
натуралистических взглядов выступил Декарт, утверждавший, что некоторые идеи (такие как идея Бога,
|