аксиомы геометрии, а также представления о своем «я», совершенстве и бесконечности) являются
врожденными. Декарт также известен благодаря своей концепции тела как машины, которую можно
изучать теми же методами, что и любой другой механизм. Эта концепция послужила истоком
современных информационных подходов к изучению человеческого разума, рассматриваемых далее в
этой главе.
Согласно точке зрения эмпиризма, знание приобретается благодаря опыту и взаимодействию с
окружающим миром. Хотя данной точки зрения придерживались еще некоторые философы Древней
Греции, ее принято связывать прежде всего с именем английского философа XVII века Джона Локка.
Локк утверждал, что человеческий разум в момент рождения представляется собой чистый лист
«табула раса», на котором опыт, по мере созревания индивидуума, «записывает» знание и понимание.
Данный подход положил начало ассоциативной психологии. Сторонники ассоциативной психологии
отрицали наличие врожденных идей или способностей. Вместо этого они утверждали, что разум
наполнен идеями, проникающими в него через органы чувств и затем ассоциирующимися с другими
идеями согласно таким принципам, как сходство или противоположность. Современные исследования,
посвященные человеческой памяти и научению, связаны с ранней теорией ассоциативизма.
В наши дни спор между представителями натурализма и эмпиризма получил название спора о
роли врожденного-приобретенного. Хотя некоторые психологи до сих пор считают, что человеческое
мышление и поведение является преимущественно результатом либо биологической природы, либо
опыта, большинство психологов придерживаются более интегративного подхода, признавая, что
биологические процессы (например, процессы, связанные с наследственностью, или процессы
функционирования мозга) оказывают влияние на мышление, чувства и поведение, хотя опыт также
оставляет на них свой след. В последующих главах мы будем неоднократно возвращаться к
обсуждению спора о врожденном и приобретенном.
Истоки научной психологии
Хотя на протяжении последующих веков философы и ученые продолжали интересоваться
функционированием как разума, так и тела, принято считать, что начало научной психологии было
положено в 1879 году, когда Вильгельм Вундт основал первую психологическую лабораторию при
Лейпцигском университете. Толчком к основанию лаборатории послужила идея о том, что разум и
поведение, подобно планетам и химическим веществам, могут стать предметом научного анализа.
Собственные исследования Вундта касались преимущественно органов чувств, в особенности зрения,
однако он и его коллеги изучали также внимание, эмоции и память.
Вундт полагался на интроспекцию как на метод изучения ментальных (психических) процессов.
Под интроспекцией понимаются наблюдения и их регистрация, касающиеся природы собственных
восприятий, мыслей и чувств например, наших размышлений, касающихся непосредственных
сенсорных впечатлений от таких стимулов, как световая вспышка определенного цветового тона.
Интроспективный метод Вундт унаследовал от философии, однако он развил эту концепцию, добавив к
ней новое измерение. Чистое самонаблюдение было недостаточным для психологии, оно должно было
быть дополнено экспериментом. В экспериментах Вундта производились систематические изменения
определенных физических характеристик стимулов, таких как его интенсивность, и использовался
интроспективный метод для определения того, какое влияние эти физические изменения оказывают на
осознанный опыт восприятия стимулов участниками экспериментов.
Интроспекция, в особенности по отношению к сиюминутным психическим событиям, оказалась
ненадежным методом исследований. Даже после длительного обучения методу интроспекции
различные индивидуумы предлагали совершенно различные интроспективные отчеты, касающиеся
простейших сенсорных впечатлений, и на основании этих отчетов трудно было прийти к каким-либо
выводам. В результате, в настоящее время интроспекция не входит в число основных методов
современного когнитивного подхода. И как мы увидим далее, реакции некоторых психологов на метод
интроспекции сыграли определенную роль в развитии других современных психологических подходов.
Структурализм и функционализм
На протяжении XIX века химия и физика достигли значительного прогресса благодаря анализу,
проводимому при разложении сложных соединений (молекул) на элементы (атомы). Успехи,
достигнутые этими науками, вдохновили психологов на поиски психических элементов, сочетания
|