другим примером способностью обнаруживать и распознавать лица. Поскольку стало известно, что
существуют области коры головного мозга, специализирующиеся на обработке информации о лицах,
многие утверждали, что эта способность является врожденной. Однако эксперименты с младенцами
показывают, что все обстоит несколько сложнее (Johnson, 1997). Склонность новорожденных больше
обращать внимание на лица, оказывается, основана на очень примитивной рефлекторной системе,
которая запускается в действие таким простым стимулом, как три контрастных пятна, расположенные
наподобие глаз и рта. Это объясняет, почему в течение первых недель жизни новорожденные намного
больше смотрят на лица, чем на другие объекты. Из этого следует, что зрительные схемы распознавания
в коре получают больше информации, связанной с лицами, и, тем самым, формируются под влиянием
зрительных стимулов такого типа. Теперь мы можем изучать этот процесс, используя новые методы
сканирования мозга. Подобные исследования показали, что обработка изображений лиц в коре мозга
младенцев менее локализована и менее специализирована, чем у взрослых. Лишь к концу первого года
жизни младенцы обнаруживают свойственные взрослым паттерны специализации мозга при обработке
информации о лицах, а к этому времени они уже наблюдали человеческие лица в целом около 1000
часов.
Другой пример можно привести из исследований движений глаз младенцев при слежении за
видимыми объектами. У новорожденных отмечаются лишь некоторые примитивные рефлекторные
движения глаз, и только к концу первого года жизни они могут делать большинство сложных и точных
видов скачкообразных движений глазами, которые делают взрослые. Существует мнение, что
ограниченные способности новорожденных достаточны, чтобы позволить им использовать и развивать
новые мозговые схемы для более сложной интеграции зрительной и моторной информации,
необходимой для движений глаза, характерных для взрослых, что они и делают. К четырем месяцам
младенец уже успевает сделать более трех миллионов движений глазами. Таким образом, младенец
активно вносит вклад в свое собственное последующее развитие.
Эти соображения заставляют нас скептически относиться ко многим заявлениям о врожденных
способностях к восприятию, основанных на экспериментах с младенцами четырех месяцев и старше.
Фактически часто оказывалось, что когда те же самые эксперименты проводились с детьми младшего
возраста, получались совершенно другие результаты, что указывает на коренные изменения в
способностях к восприятию в течение первых нескольких недель и месяцев после рождения (Haith,
1998).
Можно сделать вывод, что восприятие младенцев не формируется пассивно под влиянием генов
или окружения. Скорее его развитие это зависящий от деятельности процесс, в котором младенец в
течение первых месяцев жизни играет самую активную роль, получая опыт, необходимый для
последующего развития.
---
Глава 6. Сознание
Вы бодрствуете или спите, читая эти слова? Едва ли кого-то смутит этот вопрос. Всем известна
разница между обычным состоянием бодрствования и ощущением сна. Знакомы нам и другие
состояния сознания, включая те, которые вызываются алкоголем и марихуаной.
Содержание сознания у человека легко подвержено изменениям. В данный момент ваше
внимание сосредоточено на книге, а через несколько минут вы можете глубоко замечтаться. Для
большинства психологов измененное состояние сознания существует везде, где есть переход от
обычного хода умственной деятельности к состоянию, которое кажется иным человеку,
переживающему этот переход. Это определение не слишком точное, но оно отражает тот факт, что
состояния сознания сугубо личные и, следовательно, субъективны. Диапазон изменения состояния
сознания варьируется от отвлечения внимания в область грез до помешательства или расстройства
восприятия под действием принятых наркотиков. В этой главе мы обратимся к некоторым измененным
состояниям сознания, переживаемым всеми (сон и грезы, например), а также к тем, которые возникают
при особых обстоятельствах (медитация, гипноз и применение наркотиков).
Аспекты сознания
|