Navigation bar
  Print document Start Previous page
 201 of 700 
Next page End  

На протяжении всей этой книги при рассмотрении восприятия, памяти, языка, решения задач и
других тем мы будем касаться природы сознательного опыта и функций сознания. В данный момент
было бы полезно ознакомиться с общей теорией сознания, чтобы задать теоретические рамки
рассмотрения этих различных тем по мере знакомства с ними в дальнейшем. Этого, однако, сделать не
удастся, поскольку нет общепринятой теории, с которой все были бы согласны. Напротив, теорий
сознания существует столько же, сколько ученых, размышляющих над этой темой. Некоторых
читателей — особенно тех, чье знакомство с наукой состоялось в таких областях, где факты кристально
ясны, а теории твердо установлены, — такое положение дел может обескуражить. И все же, что может
быть более потрясающим и более захватывающим, чем отважиться ступить на территорию, которой
еще нет на карте? В нейрофизиологии, эволюционной биологии, генетике и различных
психологических областях совершаются важные открытия, и поэтому многие наблюдатели полагают,
что объяснение сознания уже где-то очень близко (Crick, 1994). При отсутствии общей теории мы,
обсуждая сознание, можем разве что познакомиться с некоторыми терминами и понятиями, которые
дадут нам общее представление об этой тематике, когда мы будем встречаться с ней в последующих
главах.
Что такое сознание? Когда-то психологи приравнивали «сознание» к «психике». Они
определяли психологию как «изучение психики и сознания» и исследовали сознание методом
интроспекции. Как отмечалось в главе 1, с появлением бихевиоризма в начале XX века интроспекция
как метод и сознание как предмет исследования впали в немилость. Основатель бихевиоризма Джон
Уотсон и его последователи полагали, что если психология рассчитывает стать наукой, ее данные
должны быть объективны и измеряемы. Поведение может быть наблюдаемым извне, а различные
реакции можно объективно измерить.
Напротив, личные переживания индивида, выявляемые путем
интроспекции, другие люди наблюдать не могут, и объективно измерить их тоже невозможно. Если
психология имеет дело с внешне выраженным поведением, ее должны интересовать открытые для всех
события, а не личные события, которые может наблюдать только тот, кто их переживает.
Бихевиоризм не произвел столь радикальных перемен, какие подразумевались в его декларациях.
Сами бихевиористы занимались анализом личного опыта, когда этого требовали их исследования.
Изучая собственные переживания испытуемого, они заменяли интроспекцию на «вербальные реакции».
Сказанное испытуемыми считалось объективным, невзирая на неопределенность субъективных
оснований. И все же, вопреки бихевиористским догмам, многие психологи продолжали считать, что
когда после наблюдения яркого света люди говорят, что ощущают ряд цветных послеобразов, они
действительно видят цветовую последовательность. То есть их слова — это еще не все: слова
указывают на нечто само по себе психологически интересное. Хотя, пользуясь термином «вербальная
реакция», бихевиористы могли заниматься многими явлениями, их озабоченность наблюдаемым извне
поведением вынуждала их пренебрегать интересными психологическими проблемами (сновидениями,
медитацией, гипнозом), поскольку субъективные аспекты этой тематики делали ее несущественной для
них (Ericsson & Simon, 1993).
Примерно в 60-е годы психологи начали осознавать, что факты сознания слишком убедительны
и важны, чтобы ими пренебрегать. Это не означало, что психологию снова нужно было определять
исключительно как исследование сознания; это означало только, что психология во всей ее полноте не
может позволить себе пренебрегать сознанием. Жесткое требование бихевиористов ограничить
психологию изучением внешнего поведения слишком ограниченно. Если можно строить теории о
природе сознания и эти теории позволяют делать проверяемые предсказания о поведении, то
построение таких теорий является ценным вкладом в понимание психики.
Сознание
Во многих учебниках сознание определяется просто как текущее переживание индивидом
внешних и внутренних стимулов, т. е. окружающих событий, ощущений тела, воспоминаний и мыслей.
Такое определение охватывает только один аспект сознания и игнорирует тот факт, что мы находимся в
сознании и тогда, когда, реагируя на внешние обстоятельства и личные цели, решаем задачу или
произвольно выбираем одно действие среди других. Мы находимся в сознании не только когда
наблюдаем за окружением (внутренним и внешним), но и когда стремимся контролировать себя и свое
окружение. Короче, сознание включает: а) наблюдение себя и своего окружения, так что мы отдаем себе
отчет в наших перцептах, воспоминаниях и мыслях; б) контролирование себя и своего окружения, так
что мы можем начинать и прекращать поведение и познавательную деятельность (Kihlstrom, 1984).
Hosted by uCoz