терминология часто используется и современной психологией.
<Рис. Уильям Джеймс, Джон Б. Уотсон и Зигмунд Фрейд явились ключевыми фигурами в
истории психологии. Джеймс разработал подход, получивший название функционализма, Уотсон стал
основателем бихевиоризма, а Фрейд основоположником теории и метода психоанализа.>
Гештальт-психология
Около 1912 года, приблизительно в то же время, когда в Америке приобрел популярность
бихевиоризм, в Германии появилась гештальт-психология. Немецкое слово «гештальт», означающее
«форма» или «конфигурация», было использовано в качестве названия подхода, которого
придерживались Макс Вертгеймер и его коллеги, Курт Коффка и Вольфганг Келер; все они
впоследствии эмигрировали в США.
Гештальт-психологов интересовало преимущественно восприятие; они считали, что
перцептивный опыт определяется паттернами, образуемыми стимулами, а также способами
организации этого опыта. То, что мы фактически видим, связано с фоном, на котором появляется
объект, а также с другими аспектами целостного паттерна стимулов (см. гл. 5). Таким образом, целое не
равняется сумме его частей, поскольку целое определяется взаимоотношениями между этим целым и
частями. Например, если мы посмотрим на рис. 1.4, мы увидим один большой треугольник как единую
форму или гештальт, а не три отдельных угла.
Рис. 1.4. Гештальт-образ. Глядя на три угла, расположенные в вершинах равностороннего
треугольника, мы видим один большой треугольник, а не отдельные углы.
Гештальт-психологи интересовались также восприятием движения; тем, как люди оценивают
размеры объектов; а также воспринимаемыми характеристиками цвета при различных условиях
освещения. Благодаря своему интересу к этих темам они выдвинули ряд основанных на особенностях
восприятия интерпретаций таких процессов, как обучение, память и решение задач, тем самым заложив
фундамент современных исследований в области когнитивной психологии.
Психоанализ
Психоанализ является одновременно и теорией личности, и методом психотерапии. Данный
подход был разработан Зигмундом Фрейдом на рубеже XX века.
Центральным понятием теории Фрейда является концепция бессознательного наших мыслей,
убеждений, побуждений, влечений и мотивов, не осознаваемых нами. Фрейд считал, что неприемлемые
(запрещенные и наказуемые) желания ребенка вытесняются из сознательной части психики и
становятся частью бессознательного, откуда они продолжают оказывать влияние на наши мысли,
чувства и действия. Бессознательные мысли находят различные способы выражения, включая
сновидения, оговорки и манеры поведения. При терапевтической работе с пациентом Фрейд
использовал метод свободных ассоциаций, прося пациента говорить все, что приходит ему на ум, с
целью возвращения бессознательных желаний в область осознаваемого. Тем же целям служил и анализ
сновидений.
В классическом варианте теории Фрейда мотивы, стоящие за бессознательными влечениями,
|