практически всегда были связаны с сексом или агрессией. Именно в силу этого обстоятельства теория
Фрейда не получила широкого признания, когда она была впервые представлена публике. Хотя
большинство современных психологов также не вполне разделяют фрейдовскую концепцию
бессознательного, они склонны соглашаться, что индивидуумы не до конца осознают некоторые
важные аспекты своего поведения.
Современные направления психологии
Несмотря на весомый вклад гештальт-психологии и психоанализа, до Второй мировой войны в
психологии господствовал бихевиоризм, в особенности в Соединенных Штатах. После войны интерес к
психологии возрос. Появились сложные инструменты и электронное оборудование, с помощью которых
можно было изучать широкий круг психологических проблем. Стало очевидным, что предложенные
ранее теоретические подходы были слишком ограниченными.
Эта точка зрения получила подтверждение благодаря развитию компьютерной техники в 50-х
годах. Компьютеры были способны выполнять задачи например, играть в шахматы и доказывать
математические теоремы, которые прежде могли решаться только человеком. В руках психологов
появился мощный инструмент, благодаря которому были выдвинуты новые теории, касающиеся
психологических процессов. В серии работ, опубликованных в конце 50-х годов, Герберт Саймон
(впоследствии ставший лауреатом Нобелевской премии) и его коллеги описали, каким образом можно
имитировать психологические процессы с помощью компьютера. Многие психологические положения
были переформулированы в терминах систем переработки-информации. Представление о человеке как
о субъекте, перерабатывающем информацию, явилось для психологов более динамичной моделью, чем
теория «стимул-реакция». Кроме того, информационный подход позволил придать более строгую
формулировку ряду идей, относящихся к гештальт-психологии и психоанализу. Таким образом,
психологи получили возможность выразить более ранние идеи, касающиеся природы человеческого
разума, в более конкретных терминах и подвергнуть их эмпирической проверке. Например, мы можем
рассматривать функционирование памяти по аналогии с процессами хранения и извлечения
информации компьютером. Подобно тому как компьютер переводит информацию из места ее
временного хранения в своей оперативной памяти в более постоянное хранилище на жестком диске,
наша кратковременная память выполняет функции передаточной станции по отношению к
долговременной памяти (Atkinson & Shiffrin, 1971; Raaijmakers & Shiffrin, 1992).
Другим важным источником влияния на психологию 50-х годов явилось развитие современной
лингвистики. Лингвисты выдвинули ряд теорий, касающихся психических структур, участвующих в
понимании и порождении речи. Ведущим представителем этой области был Ноэм Хомский, в чьей
работе «Синтаксические структуры», опубликованной в 1957 году, был впервые проделан серьезный
психологический анализ речи, положивший начало возникновению психолингвистики.
В тот же период был достигнут значительный прогресс в нейропсихологии. Многочисленные
открытия в области физиологии мозга и нервной системы позволили установить однозначную
взаимосвязь между нейрологическими событиями и психическими процессами. В последние
десятилетия благодаря современным достижениям биомедицинских технологий был достигнут
стремительный прогресс в области исследования этих взаимосвязей. В 1981 году Роджер Сперри был
удостоен Нобелевской премии за свои работы, продемонстрировавшие связь между специфическими
участками мозга и конкретными мыслительными и поведенческими процессами, которые мы будем
обсуждать в главе 2.
Развитие таких областей, как моделирование переработки информации, лингвистика и
нейропсихология, привело к появлению психологического подхода, отличающегося ярко выраженной
когнитивной ориентацией. И хотя основной задачей когнитивной психологии является научный анализ
психических процессов и структур, данное направление психологии не ограничивается изучением
мышления и познавательной деятельности. Как мы убедимся при чтении этой книги, данный подход
был распространен на многие другие области психологии, включая психологию мотивации, восприятия
личности, а также социальную психологию.
В целом можно сказать, что в течение прошедшего столетия точка, находящаяся в центре
внимания психологии, совершила полный круг. Отвергнув опыт сознания в качестве предмета
психологии как малопригодный для научного анализа и обратившись к изучению внешних
наблюдаемых форм поведения, психологи снова вернулись к построению теорий, касающихся скрытых
аспектов разума, на этот раз обладая намного более совершенными инструментами научного
|