классическое обусловливание как научение предсказанию того, что произойдет дальше. (Это ядро
когнитивного подхода к обусловливанию, который мы рассмотрим позднее.) Когда предсказание
успешно (т. е. подкреплено), животное научается и далее делать такое предсказание (т. е. имеет место
приобретение); когда внешняя ситуация меняется так, что предсказание устаревает (не подкрепляется),
животное научается его тормозить (угасание).
Обусловливание у разных видов. Классическое обусловливание распространяется на царство
животных и может происходить у таких примитивных организмов, как плоские черви. Плоские черви
сокращают свое тело, когда их раздражают слабым электрическим током, и если они прошли через
достаточное количество сочетаний электрических ударов (БУС) со светом (УС), то со временем они
будут сокращаться в ответ только на свет (Jacobson, Fried, Horowitz, 1967). Множество реакций у
человека также можно классически обусловливать. Большинство таких реакций непроизвольные.
Для иллюстрации рассмотрим тяжелое положение раковых больных, проходящих химиотерапию с
целью остановить рост опухоли. При химиотерапии пациентам делаются инъекции токсических
веществ, в результате чего у них часто возникает тошнота. После нескольких сеансов химиотерапии
пациентов иногда начинает тошнить, и им становится плохо, когда они еще только входят в
процедурную. Неоднократное парное сочетание химиотерапии (БУС) и вида процедурной (УС)
заставляет пациентов ассоциировать это помещение с химиотерапией, что приводит у них к ощущениям
расстройства желудка еще до начала процедуры. Близкое явление возникает у маленьких детей,
болеющих раком, когда перед сеансом химиотерапии им дают мороженое. Мороженое предназначалось
для того, чтобы дети не так расстраивались перед предстоящей процедурой, но, увы, оно становится
обусловленным ощущениями химиотерапии (теперь мороженое это УС, а химиотерапия БУС). В
результате эти дети едва ли захотят есть мороженое даже вне ситуации химиотерапии (Bernstein, 1978).
<Рис. Плоские черви примитивные плоские симметричные организмы, обладающие мягким
телом, часто используются в биологических экспериментах.>
Некоторые феномены и их применение
Открытие большого числа феноменов значительно укрепило всеобщность классического
обусловливания и сделало его важным видом научения.
Обусловливание второго порядка. До сих пор в нашем рассмотрении обусловливания БУС
всегда был биологически значимым это были пища, холод или электрораздражитель. Однако силу
БУС могут обретать и другие стимулы, если их последовательно сочетать с биологически значимыми
БУСами. Вспомним пример с собакой, на которую воздействует свет (УС), после чего следует пища
(БУС), и свет начинает вызывать условную реакцию. После того как у собаки выработан условный
рефлекс, свет приобретает силу БУСа. Если теперь собаку поместить в обстановку, где на нее будет
воздействовать звук, за которым в каждой пробе будет следовать свет (но не пища), то этот звук сам по
себе со временем будет вызывать условную реакцию, хотя он никогда не сочетался с пищей. (Здесь
должны быть также другие пробы, в которых свет снова сочетается с пищей; иначе первоначальная
условная связь между светом и пищей угаснет.)
Существование такого обусловливания второго порядка значительно расширяет границы
классического обусловливания, особенно у людей, для которых биологически значимые БУСы
встречаются относительно часто. Теперь все, что надо для того, чтобы произошло обусловливание,
это сочетание одного стимула с другим, где последний сочетался предварительно с биологически
значимым событием. Обратимся опять к примеру с химиотерапией. Предположим, что для пациента
вид процедурной комнаты стал условным сигналом ощущений от химиотерапии (биологически
значимым событием). Если пациенту неоднократно предъявлять нейтральный стимул, скажем, звук, за
которым следует изображение процедурной, пациент может начать испытывать некоторые неприятные
ощущения от одного только этого звука.
Генерализация и дифференцировка. После того как условная реакция стала ассоциироваться с
определенным стимулом, эту же реакцию может вызывать другой стимул. Предположим, что у
человека выработан условный рефлекс средней силы эмоциональная реакция на звук камертона,
соответствующий ноте "до" малой октавы. Уровень эмоциональности можно измерить по кожно-
гальванической реакции (КГР): во время эмоционального напряжения изменяется электрическая
активность кожи. У этого человека КГР будет меняться также в ответ на более низкий или более
высокий тон без специального обусловливания (рис. 7.3). Чем больше новые стимулы похожи на
первоначальный УС, тем вероятнее они будут вызывать условную реакцию. Этот принцип, называемый
|