генерализацией, частично объясняет способность человека реагировать на новые стимулы, сходные с
уже знакомыми.
Рис. 7.3. Градиент генерализации. Стимул 0 означает тональный звук, который первоначально
служил условным сигналом кожно-гальванической реакции (КГР). Стимулы +1, +2 и +3 представляют
тестовые звуки, высота тона которых возрастает; стимулы -1, -2 и -3 представляют звуки, высота
тона которых убывает. Заметьте, что величина генерализации уменьшается с возрастанием разницы
между тестовым и тренировочным тонами.
Процесс дифференцировки является комплементарным по отношению к генерализации. Если
генерализация реакция на сходство, то дифференцировка реакция на различие. Условная
дифференцировка вырабатывается посредством избирательного подкрепления, как показано на рис. 7.4.
Например, вместо одного тона теперь есть два: тон меньшей высоты, УС-1, за которым всегда следует
электрический удар, и тон большей высоты, УС-2, за которым ничего не следует. Первоначально у
испытуемых КГР появляется на оба тона. В ходе обусловливания, однако, амплитуда условной реакции
на УС-1 постепенно возрастает, а амплитуда реакции на УС-2 уменьшается. В ходе такого
дифференциального подкрепления у испытуемых вырабатывается условная реакция различения этих
двух тонов. Более высокий тон, УС-2, стал сигналом для торможения заученной реакции.
Рис. 7.4. Условная дифференцировка. Дифференцировочными стимулами служили два звуковых
тона, сильно различающиеся по частоте (УС1 = 700 Гц, УС2 = 3500 Гц). Безусловным стимулом
служило электрическое раздражение левого указательного пальца только в тех пробах, в которых
предъявлялся УС1. Сила условной реакции, в данном случае КГР, постепенно возрастала вслед за УС1 и
угасала вслед за УС2 (по: Baer & Fuhrer, 1968).
Генерализация и дифференцировка происходят в повседневной жизни. Маленький ребенок,
который научился ассоциировать вид своей комнатной собачки с игривостью, может поначалу
|