что они могут приобретать и абстрактные понятия, например «такой же», «другой», «причина». Так,
шимпанзе могут научиться использовать свой значок «такой же», когда им показывают либо два значка
«яблоко», либо два значка «апельсин», и свой значок «другой», когда им показывают значок «яблоко» и
значок «апельсин». Сходным образом, шимпанзе, видимо, понимают причинные отношения. Они
используют значок «причина», когда им показывают немного резаной бумаги и ножницы, но не когда
им показывают целый лист бумаги и ножницы (Premack, 1985a; Premack & Premack, 1983).
<Рис. При помощи методики, разработанной Премэком, экспериментатор тестирует
способность шимпанзе пользоваться языком путем манипулирования с пластиковыми значками,
представлящими конкретные слова.>
Инсайт в научении
В недавнем прошлом, пока многие ученые пытались изучать сложное научение у видов, очень
далеких от человека (у крыс и голубей), другие сочли, что лучшее подтверждение сложного научения
следует искать у других видов приматов. Среди таких ученых был Вольфганг К¸лер, работы которого с
шимпанзе, проведенные в 1920-х годах, и сегодня не утратили своей актуальности. К¸лер ставил перед
шимпанзе задачи, оставлявшие некоторое пространство для догадок (инсайта), поскольку ни один из
элементов задачи не был скрыт от глаз шимпанзе (в отличие от работы раздатчика пищи в ящике
Скиннера, которую животное наблюдать не могло). Как правило, К¸лер помещал шимпанзе в
огороженное пространство, а аппетитный фрукт, чаще банан, находился вне досягаемости. Чтобы
заполучить фрукт, животному надо было использовать находящийся рядом предмет в качестве
инструмента. Обычно шимпанзе решал эту задачу и делал это способом, предполагавшим наличие у
него некоторой способности к инсайту. Вот типичное изложение К¸лера:
«Султан [самый умный шимпанзе К¸лера] сидит на корточках у прутьев клетки, но не может
достать лежащий снаружи фрукт при помощи только имеющейся у него короткой палки. Более длинная
палка лежит за прутьями, примерно в двух метрах в стороне от объекта и параллельно решетке. Ее
нельзя схватить рукой, но можно придвинуть ближе с помощью маленькой палки (иллюстрацию
похожей задачи с несколькими палками см. на рис. 7.10). Султан пытается достать фрукт с помощью
меньшей палки. Когда это не получается, он отрывает кусок проволоки, который торчит из сетки его
клетки, но тоже напрасно. Затем он смотрит вокруг (в ходе этих тестов всегда было несколько длинных
пауз, во время которых животные тщательно просматривали всю видимую зону). Неожиданно он опять
подбирает короткую палку, подходит к прутьям клетки прямо напротив длинной палки, подтягивает ее
к себе с помощью "приспособления", хватает ее и идет с ней к месту напротив цели (фрукта), которую
он и достает. С того момента, когда его взгляд падает на длинную палку, его действия составляют
неразрывное целое, без пробелов, и хотя выуживание большой палки при помощи маленькой можно
представить как полное и отдельное действие, из наблюдений ясно, что оно появляется внезапно после
периода замешательства и сомнения пристального оглядывания, который несомненно имеет
отношение к финальной цели и немедленно переходит к завершающему действию по достижению
конечной цели» (Koehler, 1925, р. 174-175).
Рис. 7.10. Задача с несколькими палками. При помощи короткой палки шимпанзе притягивает
к себе палку достаточно длинную, чтобы добраться до кусочка фрукта. Она научилась решать эту
задачу, поняв связь между палками и кусочком фрукта.
Некоторые аспекты поведения этих шимпанзе отличаются от поведения кошек у Торндайка или
крыс и голубей у Скиннера. Во-первых, решение было внезапным, а не явилось результатом
постепенного процесса проб и ошибок. Во-вторых, после того как шимпанзе решила задачу, с этих пор
она будет решать ее с малым числом ненужных движений. Это существенное отличие от крысы в ящике
Скиннера, которая продолжает совершать ненужные реакции во многих пробах. Далее, шимпанзе у
К¸лера могли легко переносить выученное на новую ситуацию. В одной задаче, например, Султана не
сажали в клетку, но несколько бананов поместили слишком высоко, чтобы он мог до них дотянуться
(рис. 7.11). Для решения этой задачи Султан сложил один на один несколько разбросанных вокруг
ящиков, взобрался на этот «постамент» и ухватил бананы. В последующих задачах, если фрукты снова
оказывались слишком высоко, Султан находил другие предметы для постройки подставки; в некоторых
случаях он использовал стол и небольшую лестницу, а один раз Султан притянул самого К¸лера и
использовал экспериментатора как подставку.
|