можно поставить под контроль дифференцировочного стимула. Наконец, существуют режимы
подкрепления. После того как поведение сформировалось, оно может поддерживаться при
подкреплении, которое дается только в части всего времени. Когда именно должно следовать
подкрепление, определяется типами режима: постоянная пропорция, переменная пропорция,
фиксированный интервал, переменный интервал.
9. Существуют три типа обусловливания неприятными стимулами. При наказании за реакцией
следует неприятное событие, что приводит к подавлению этой реакции. При избегании организм
научается прекращать неприятное событие. При предотвращении организм научается реагировать так,
чтобы предотвратить неприятное событие еще до его начала.
10. В оперантном обусловливании есть место и когнитивным факторам. Чтобы оперантное
обусловливание произошло, организм должен верить, что подкрепление хотя бы частично находится
под его контролем; то есть он должен уловить зависимость между своими реакциями и подкреплением.
Биологические ограничения также играют роль в оперантном обусловливании. Существуют
ограничения на то, какие подкрепители с какими реакциями могут ассоциироваться. У голубей, когда
подкреплением служит пища, научение идет быстрее, если реакцией должно быть клевание ключа, а не
хлопание крыльями; но когда подкреплением служит прекращение раздражения током, научение идет
быстрее, если реакцией должно быть хлопание крыльями, а не клевание ключа.
11. Согласно когнитивному подходу, основной вопрос научения состоит в способности
организма мысленно представлять себе различные аспекты мира и оперировать этими мысленными
репрезентациями, а не самим миром. При комплексном научении мысленные репрезентации отражают
нечто большее, чем только ассоциации, а из мысленных операций может складываться стратегия.
Исследования комплексного научения у животных показывают, что крысы могут формировать
когнитивную карту своего окружения, а также приобретать абстрактные понятия, такие как причина.
Другие исследования демонстрируют, что шимпанзе могут решать задачи путем инсайта и затем
переносить готовые решения на сходные задачи.
12. Узнавая отношения между стимулами, которые не вполне предсказуемы, люди часто
полагаются на свои предубеждения об этих отношениях. Это может приводить к тому, что люди
обнаруживают отношения, которые объективно не имеют места (мнимые ассоциации). Когда
отношение присутствует объективно, наличие предубеждения о нем может вести к переоценке
предсказательной силы этого отношения; если объективное отношение противоречит предубеждению,
человек может предпочесть последнее. Подобные эффекты служат примером обработки по принципу
«сверху вниз» в научении.
Ключевые термины
научение
классическое обусловливание
безусловный рефлекс
безусловный стимул
условный рефлекс
условный стимул
генерализация
различение
оперантное обусловливание
формирование (моделирование)
схемы пропорций
фиксированные
пропорциональный режим (подкрепления)
режим с фиксированной пропорцией
режим с переменной пропорцией
интервальный режим
наказание
когнитивная карта
привыкание
сенсибилизация
|