Navigation bar
  Print document Start Previous page
 289 of 700 
Next page End  

разделить пополам будет 5 и 4, и вот результат 584» (цитируется по: Milner, 1970). Однако спустя
несколько минут внимание пациента переключилось, и он не смог вспомнить ни само число, ни метод
его запоминания.
Вторичный симптом амнезии — это неспособность вспомнить события, происшедшие перед
ранением или заболеванием. Степень такой ретроградной амнезии у разных пациентов различна. Кроме
людей с ретроградными и антероградными нарушениями памяти типичный человек с амнезией
выглядит относительно нормально: у него нормальная лексика, обычные знания о мире (по крайней
мере, приобретенные до начала амнезии) и вообще не наблюдается снижения интеллекта.
Навыки и облегчение. Амнезия удивительна тем, что нарушаются не все типы памяти. Так,
хотя люди с амнезией в общем неспособны либо вспомнить старые факты из своей жизни, либо выучить
новые, им нетрудно вспоминать и выучивать перцептивные и моторные навыки. Это и дает основание
полагать, что существуют различные памяти для фактов и для навыков. Вообще, это указывает на то,
что эксплицитная и имплицитная память (хранящая соответственно факты и навыки) — это различные
системы.
К навыкам, сохраняющимся при амнезии, относятся моторные навыки — например, завязывание
шнурков и езда на велосипеде — и перцептивные навыки — например, нормальное чтение или чтение
слов, отраженных в зеркале (и значит, перевернутых). Рассмотрим способность читать зеркально
перевернутые слова. Чтобы делать это, не нужно долго практиковаться (попробуйте читать эту книгу,
держа ее перед зеркалом). Люди с амнезией приобретают это умение так же быстро, как и нормальные
люди, хотя у них не остается воспоминаний об участии в предыдущих тренировочных занятиях (Cohen
& Squire, 1980). У них нормальное запоминание самого навыка, но фактически нет воспоминаний об
эпизодах, когда они учились этому навыку (последние относятся к фактам).
Аналогичная схема возникает в ситуациях, где предварительное предъявление стимула
способствует последующей обработке этого стимула, облегчает ее. Это хорошо видно в эксперименте,
представленном в табл. 8.2. На стадии 1 испытуемым с амнезией и нормальным испытуемым
предъявляют для изучения список слов. На стадии 2 предъявлялись грамматические основы слов,
присутствовавших в списке, и основы слов, не присутствовавших в списке, а испытуемые должны были
завершить их до полного слова (табл. 8.2).
Таблица 8.2. Ход эксперимента по изучению имплицитной памяти при амнезии
Стадия 1
Пример
Предъявляется список слов для изучения
Мотель
Стадия 2
Предъявляются грамматические основы слов из
списка и слов не из списка с целью их дополнения до
целых слов. Количество завершенных слов из списка
минус количество завершенных слов не из списка =
облегчение
Мот
Чер
Стадия 3
Предъявляются для распознания слова из
первоначального списка и новые слова
Мотель
Стойка
(из: Warrington & Weiskrantz, 1978).
Нормальные испытуемые справлялись, как и ожидалось, завершая больше основ, взятых из слов
списка, чем взятых произвольно. Это различие и называется облегчением, поскольку слова,
предъявлявшиеся на стадии 1, способствуют или облегчают завершение основы слов во время стадии 2.
Важно, что люди с амнезией также завершали больше основ на стадии 2, когда последние были взяты из
слов списка, чем когда они были взяты не из слов списка. На самом деле степень облегчения у людей с
амнезией была точно такой же, что и у нормальных! Этот результат показывает, что когда память
проявляется имплицитно, как при облегчении, люди с амнезией нормально справляются с задачей.
Наконец, на стадии 3 этого эксперимента слова из первоначального списка предъявлялись снова
вместе с некоторыми новыми словами, а испытуемые должны были распознать, какие слова уже
появлялись в списке. Теперь люди с амнезией вспоминали гораздо меньше слов, чем нормальные.
Таким образом, когда тестируется эксплицитная память, как при распознавании, показатели людей с
амнезией гораздо ниже, чем у нормальных.
У предыдущего эксперимента есть любопытный вариант, подтверждающий его выводы.
Hosted by uCoz