Предположим, что на стадии 2 испытуемым говорят, что им легче будет завершать основы слов, если
они будут думать о словах, предъявленных им ранее. Такая инструкция превращает завершение основы
слов в задачу на эксплицитную память (поскольку акцент переносится на сознательное припоминание).
Теперь у людей с амнезией результаты оказываются существенно хуже, чем у нормальных испытуемых
(Graf & Mandler, 1984).
Амнезия детства. Одна из наиболее поразительных особенностей человеческой памяти состоит
в том, что есть тип амнезии, которой страдают все: практически никто не может вспомнить, что
происходило в первый год его жизни, хотя именно это время наиболее богато опытом. Впервые на это
любопытное явление обратил внимание Фрейд (Freud, 1905), который назвал его амнезией детства.
Он открыл это явление, наблюдая, что его пациенты в общем неспособны вспомнить события
первых 3-5 лет своей жизни. Поначалу можно подумать, что в этом нет ничего необычного, поскольку
память на события со временем стирается и между ранним детством и взрослой жизнью прошла уйма
времени. Но амнезию детства нельзя свести к обычному забыванию. Большинство 30-летних людей
могут многое вспомнить о своих годах в средней школе, но очень редко кто из 18-летних сможет что-
нибудь сказать о своей жизни в трехлетнем возрасте, хотя временной интервал и там и там примерно
одинаков (около 15 лет).
В некоторых исследованиях людей просили воспроизвести и датировать воспоминания из их
детства. Самые ранние воспоминания у большинства из них оказались связаны с событиями,
происходившими, когда им было 3 года или больше; очень немногие, однако, смогли изложить
воспоминания, предшествующие возрасту в 1 год. Но с их отчетами связана одна проблема: никогда
нельзя быть уверенным, что «припомненное» событие действительно происходило (возможно, человек
реконструировал то, что, по его мнению, происходило). Эту проблему преодолели в эксперименте, где
испытуемым задавали в общей сложности 20 вопросов о событии из их детства, о котором было точно
известно, что оно произошло, рождение младшего брата или сестры; подробности такого события
можно проверить у другого человека. Вопросы, задаваемые каждому испытуемому, касались событий,
происходивших, когда мать уезжала в больницу (например: «В какое время дня она уехала?»), когда она
находилась в больнице («Навещал(а) ли ты ее?») и когда мать с младенцем вернулась домой («В какое
время дня они вернулись?»). Испытуемыми были студенты колледжа, и их возраст на момент рождения
брата или сестры варьировался от 1 до 17 лет. Результаты показаны на рис. 8.10. На нем количество
ответов на заданные вопросы изображено в зависимости от возраста испытуемого на момент рождения
брата или сестры.
Рис. 8.10. Воспроизведение ранних воспоминаний. В эксперименте, посвященном детской
амнезии, испытуемым старшего школьного возраста задавалось 20 вопросов о событиях, связанных с
рождением их младших братьев и сестер. Среднее количество вопросов, на которые были даны
ответы, представлено на графике как функция возраста, в котором находился испытуемый в момент
рождения младшего ребенка. Если второй ребенок рождался, когда испытуемым было менее трех лет,
ни один из них не мог вспомнить ничего о его рождении; если же испытуемый находился в более
старшем возрасте, количество воспоминаний росло пропорционально возрасту на момент рождения
младшего ребенка (по: Sheingolg & Tenney, 1982).
Если брат или сестра родились до достижения испытуемым 3-летнего возраста, он ничего не мог
|