Navigation bar
  Print document Start Previous page
 308 of 700 
Next page End  

Сначала мы остановимся на понятиях, которые являются «кирпичиками» мышления, и обсудим
их роль в классификации объектов; это будет изучение понятий и классификации. Затем мы обратимся
к тому, как мысли организуются в процессе умозаключения; это будет изучение рассуждения. Далее мы
обратимся к тому, как происходит обмен мыслями — это будет изучение языка, а потом рассмотрим,
как развивается такое общение в ходе овладения речью. В пятом разделе мы обратимся к образному
мышлению. В заключительном разделе мы увидим мышление в действии — изучим процесс решения
задач — и посмотрим, как используется пропозициональное и образное мышление.
Речь и общение
Речь — основное средство обмена мыслями. К тому же это средство универсально: язык есть у
всех человеческих обществ, и каждый человек с нормальным интеллектом усваивает свой родной язык
и пользуется им без усилий. Из-за естественности речевого общения мы иногда думаем, что не надо
специально объяснять, как мы пользуемся языком. Нет ничего более далекого от истины, чем такое
мнение. Одни люди могут читать, другие — нет, одни могут считать, другие — нет, одни умеют играть
в шахматы, другие — нет. Но фактически каждый может освоить и использовать чрезвычайно сложную
языковую систему. Почему так происходит — это одна из фундаментальных загадок человеческой
психики.
Уровни языка
Использование речи имеет два аспекта — порождение и понимание. Порождая речь, мы
начинаем с мысленного проговаривания, как-то переводим его в предложение и в завершение создаем
звуки, выражающие это предложение. При понимании речи мы начинаем с восприятия звуков, затем к
звукам в форме слов присоединяем значения, объединяем слова, создавая предложение, после чего как-
то извлекаем из него высказывание. (Тему «Отделы мозга, участвующие в порождении и понимании
речи» см. в рубрике «На переднем крае психологических исследований».) Таким образом,
использование речи включает движение по разным уровням, как это показано на рис. 9.1. На верхнем
уровне находятся фразовые единицы, включающие предложения и обороты речи. Средний уровень —
это слова и части слов, несущие значение (например, приставка «не-» или суффикс «-тель»). Нижний
уровень содержит звуки речи. Смежные уровни тесно связаны один с другим: обороты речи и
предложения построены из слов, приставок и суффиксов, которые, в свою очередь, построены из
речевых звуков. Следовательно, речь — многоуровневая система, связывающая мысли с речью
посредством слов и фразовых единиц (Chomsky, 1965).
1. Фразовые единицы (обороты, предложения).
2. Морфемы (слова, приставки, суффиксы).
3. Фонемы (звуки речи).
(1->2->3)
Рис. 9.1. Уровни речи. Но верхнем уровне находятся фразовые единицы, включающие обороты
речи и предложения. Средний уровень — это слова и части слов, несущие значение. Нижний уровень
содержит звуки речи.
Существует примечательное различие в количестве единиц для каждого уровня. Число речевых
звуков во всех языках ограничено; в английском их примерно 40. Но закономерности сочетания этих
речевых звуков позволяют порождать и понимать тысячи слов (словарь в 40 000 слов не является для
взрослого чем-то необычным). Сходным образом, закономерности сочетания слов позволяют порождать
и понимать миллионы (если не бесконечное множество) предложений. Таким образом, два основных
свойства языка состоят в том, что он структурирован на нескольких уровнях и продуктивен: правила
позволяют из единиц одного уровня составлять гораздо большее количество единиц следующего
уровня. Этими двумя свойствами обладают все человеческие языки.
Единицы и процессы речи
Приняв вышесказанное за основу, рассмотрим единицы и процессы, участвующие на каждом
Hosted by uCoz