Сначала мы остановимся на понятиях, которые являются «кирпичиками» мышления, и обсудим
их роль в классификации объектов; это будет изучение понятий и классификации. Затем мы обратимся
к тому, как мысли организуются в процессе умозаключения; это будет изучение рассуждения. Далее мы
обратимся к тому, как происходит обмен мыслями это будет изучение языка, а потом рассмотрим,
как развивается такое общение в ходе овладения речью. В пятом разделе мы обратимся к образному
мышлению. В заключительном разделе мы увидим мышление в действии изучим процесс решения
задач и посмотрим, как используется пропозициональное и образное мышление.
Речь и общение
Речь основное средство обмена мыслями. К тому же это средство универсально: язык есть у
всех человеческих обществ, и каждый человек с нормальным интеллектом усваивает свой родной язык
и пользуется им без усилий. Из-за естественности речевого общения мы иногда думаем, что не надо
специально объяснять, как мы пользуемся языком. Нет ничего более далекого от истины, чем такое
мнение. Одни люди могут читать, другие нет, одни могут считать, другие нет, одни умеют играть
в шахматы, другие нет. Но фактически каждый может освоить и использовать чрезвычайно сложную
языковую систему. Почему так происходит это одна из фундаментальных загадок человеческой
психики.
Уровни языка
Использование речи имеет два аспекта порождение и понимание. Порождая речь, мы
начинаем с мысленного проговаривания, как-то переводим его в предложение и в завершение создаем
звуки, выражающие это предложение. При понимании речи мы начинаем с восприятия звуков, затем к
звукам в форме слов присоединяем значения, объединяем слова, создавая предложение, после чего как-
то извлекаем из него высказывание. (Тему «Отделы мозга, участвующие в порождении и понимании
речи» см. в рубрике «На переднем крае психологических исследований».) Таким образом,
использование речи включает движение по разным уровням, как это показано на рис. 9.1. На верхнем
уровне находятся фразовые единицы, включающие предложения и обороты речи. Средний уровень
это слова и части слов, несущие значение (например, приставка «не-» или суффикс «-тель»). Нижний
уровень содержит звуки речи. Смежные уровни тесно связаны один с другим: обороты речи и
предложения построены из слов, приставок и суффиксов, которые, в свою очередь, построены из
речевых звуков. Следовательно, речь многоуровневая система, связывающая мысли с речью
посредством слов и фразовых единиц (Chomsky, 1965).
1. Фразовые единицы (обороты, предложения).
2. Морфемы (слова, приставки, суффиксы).
3. Фонемы (звуки речи).
(1->2->3)
Рис. 9.1. Уровни речи. Но верхнем уровне находятся фразовые единицы, включающие обороты
речи и предложения. Средний уровень это слова и части слов, несущие значение. Нижний уровень
содержит звуки речи.
Существует примечательное различие в количестве единиц для каждого уровня. Число речевых
звуков во всех языках ограничено; в английском их примерно 40. Но закономерности сочетания этих
речевых звуков позволяют порождать и понимать тысячи слов (словарь в 40 000 слов не является для
взрослого чем-то необычным). Сходным образом, закономерности сочетания слов позволяют порождать
и понимать миллионы (если не бесконечное множество) предложений. Таким образом, два основных
свойства языка состоят в том, что он структурирован на нескольких уровнях и продуктивен: правила
позволяют из единиц одного уровня составлять гораздо большее количество единиц следующего
уровня. Этими двумя свойствами обладают все человеческие языки.
Единицы и процессы речи
Приняв вышесказанное за основу, рассмотрим единицы и процессы, участвующие на каждом
|