съедобность, а также с такими легко видимыми свойствами, как округлость, определенный цвет и
местонахождение на дереве. Видимыми свойствами можно воспользоваться, чтобы категоризовать
некоторый объект как «яблоко» (объект красный, круглый и висит на дереве), а затем заключить, что он
обладает и менее видимыми свойствами яблока (в нем есть семечки и он съедобен). Понятия, таким
образом, позволяют выйти за пределы данной информации (Bruner, 1957).
Есть также понятия о действиях (например, «съесть»), состояниях (например, «быть старым») и
абстракциях (например, «правда», «справедливость» или даже число «два»). В каждом случае мы кое-
что знаем о признаках, общих для представителей данного понятия. Широко применяемые понятия,
вроде только что приведенных, ассоциируются с названием, состоящим из одного слова. Это позволяет
быстро обмениваться переживаниями, которые возникают часто. Понятия можно также формировать
«на месте», для какой-либо определенной цели. Если, например, вы планируете поездку за город, можно
создать понятие «что нужно взять для поездки с ночевкой». Подобные целенаправленные понятия
облегчают планирование. Хотя они используются относительно нечасто и у них, соответственно,
относительно длинные названия, они все же создают определенную когнитивную экономию и обладают
предсказательными возможностями (Barsalou, 1985).
Прототипы
Признаки, ассоциируемые с понятием, распадаются на две группы. К одной группе относятся
признаки, характеризующие прототип понятия; это те признаки, которые принадлежат наилучшим
примерам данного понятия. Прототип понятия «холостяк», например, может иметь такие признаки, как
«мужчина старше 30», «живет один» и «ведет активную социальную жизнь». Именно прототип обычно
приходит на ум, когда мы думаем об определенном понятии. Но хотя признаки прототипа могут
принадлежать типичным примерам «холостяка», они, очевидно, верны не для всех случаев (представьте
себе дядюшку старше 60, который проживает со своей сестрой и редко куда-нибудь выходит). Это
значит, что в понятии должно содержаться еще что-то, помимо прототипа; этим дополнительным чем-
то является ядро, охватывающее признаки, наиболее существенные для представителя данного понятия.
Ядро вашего понятия «холостяк», вероятно, будет содержать признаки: «взрослый», «мужчина» и
«неженатый»; эти признаки существенны для представителя данного понятия (Armstrong, Gleitman &
Gleitman, 1983).
В качестве еще одного примера рассмотрим понятие «птица». Его прототип содержит такие
признаки, как «летает» и «чирикает»; они принадлежат наилучшим образцам «птицы», таким как
малиновка или сойка, но отсутствуют в других примерах, таких, как страусы или пингвины. В ядре
должно быть определено что-то из биологической основы «птичества» например, наличие
определенных генов или, по крайней мере, наличие родителей-птиц.
Заметьте, что в обоих приведенных примерах «холостяка» и «птицы» признаки прототипа,
хотя и являются отличительными, не могут служить совершенным показателем принадлежности к
понятию, тогда как признаки ядра могут быть таковыми. Далее, между понятием типа «холостяк» и
понятием типа «птица» существует важное различие. Ядром понятия «холостяк» является его
определение, которое легко применимо. Так, всякий взрослый, мужчина и неженатый должен быть
причислен к «холостякам», и наличие у кого-либо этих отличительных свойств легко определить. О
таких понятиях говорят, что они хорошо определены. Для отнесения человека или объекта к хорошо
определенной категории надо выяснить, есть ли у нее ядро или определяющие признаки. Напротив,
ядро понятия «птица» едва ли можно считать определением: мы можем знать только, что здесь как-то
участвуют гены, а признаки самого ядра скрыты от взгляда. Так, если нам случается встретиться с
небольшим животным, мы вряд ли сможем проверить его гены или справиться о его родителях. Все, что
можно сделать, узнать, делает ли оно определенные вещи (например, летает и чирикает), и
использовать эту информацию для решения, птица ли это. Такие понятия, как «птица», называют
размытыми. Для решения о том, является ли объект примером размытого понятия, достаточно
установить его сходство с прототипом данного понятия (Smith, 1989). Важно отметить, что
большинство обыденных понятий являются размытыми: им не хватает истинных определений, а
категоризация их полагается в основном на прототипы.
Некоторые представители размытых понятий имеют больше прототипных признаков, а
некоторые меньше. Среди птиц, например, малиновка имеет свойство «летать», а страус нет. Чем
больше прототипных признаков имеет конкретный представитель, тем более типичным примером
данного понятия сочтут его люди. Так, большинство людей считают малиновку более типичной
|