указывали на символы. Что самое важное, после нескольких лет обучения языку Канзи проявлял
некоторую способность к изменению порядка слов с целью изменить смысл сообщения. Например, если
Канзи собирался укусить свою единокровную сестру Мулику, он подавал сигнал «кусать Мулика»; но
если сестра кусала его, он сигнализировал «Мулика кусать». Так что Канзи, видимо, обладал некоторым
синтаксическим знанием, примерно соответствовавшим знанию 2-летнего ребенка.
Это интригующие результаты, но относиться к ним надо с осторожностью. Во-первых, Канзи до
сих пор один из немногих шимпанзе, проявлявших какие-либо синтаксические способности; значит,
есть вопрос, насколько общими являются эти результаты. Во-вторых, хотя Канзи, возможно, и имеет
языковые способности 2-летнего человека, ему потребовалось гораздо больше времени, чем человеку,
чтобы достичь этого; кроме того, мы еще не знаем, может ли Канзи или какой-либо другой шимпанзе
продвинуться значительно дальше этой точки. Но, пожалуй, основную причину скептического
отношения к тому, чтобы у любой обезьяны развились речевые способности, сравнимые с
человеческими, выразил Хомский:
«Если бы какое-нибудь животное обладало столь биологически совершенной способностью, как
речь, но по какой-либо причине не использовало ее до сих пор, это было бы эволюционным чудом,
вроде открытия острова, жителей которого можно было бы научить летать» (Chomsky, 1991).
Понятия и категоризация: строительные блоки мышления
Мысль можно рассматривать как «язык разума». Фактически возможен более чем один такой
язык. Один из модусов мышления соответствует потоку фраз, которые мы «слышим в своем сознании»;
он получил название пропозиционального мышления, поскольку он выражает пропозиции, или
высказывания. Другой модус образное мышление соответствует образам, в особенности
зрительным, которые мы «видим» в своем сознании. Наконец, вероятно, существует и третий модус
моторное мышление, соответствующее последовательности «ментальных движений» (Bruner, Olver,
Greenfeld et al., 1966). Хотя в изучении стадий когнитивного развития и уделяется некоторое внимание
моторному мышлению у детей, исследования мышления у взрослых были посвящены преимущественно
двум другим модусам, и прежде всего пропозициональному мышлению.
Высказывание можно рассматривать как предложение, в котором утверждается нечто о
некотором факте. «Матери усердные труженицы» это высказывание. «Коты суть животные»
еще одно высказывание. Как легко видеть, такие мысли состоят из понятий, например «матери» и
«труженицы» или «кот» и «животное», объединенных определенным образом. Чтобы понять
содержащуюся в высказывании мысль, сначала надо понять составляющие это высказывание понятия.
Функции понятий
Понятие является представителем некоторого класса это определенная совокупность
признаков, которые мы ассоциируем с этим классом. Наше понятие «кот», например, включает, помимо
прочих признаков, обладание четырьмя ногами и усами. В умственной деятельности понятия
выполняют несколько важных функций. Одна из них состоит в содействии когнитивной экономии
путем деления мира на единицы, которыми можно манипулировать. Мир наполнен таким множеством
различных объектов, что если бы мы рассматривали каждый из них как нечто отдельное, то очень скоро
потерялись бы в этом множестве. Например, если бы каждому отдельному объекту, с которым мы
встречаемся, надо было давать отдельное название, наш словарь стал бы столь гигантским, что общение
было бы невозможным. (Подумайте, что было бы, если бы у нас было отдельное название для каждого
из семи миллионов цветов, которые мы можем различить!) К счастью, мы не рассматриваем каждый
объект как уникальный, а видим его как частный случай некоторого понятия. Так, много разных
объектов рассматриваются как примеры понятия «кот», много других как примеры понятия «стул» и
так далее. Рассматривая различные объекты как представителей одного и того же понятия, мы
уменьшаем сложность мира, который нам надо представлять мысленно.
Категоризацией называется отнесение объекта к некоторому понятию. Категоризуя объект, мы
рассматриваем его так, как если бы он имел многие из свойств, связываемых с этим понятием, включая
те свойства, которые непосредственно не воспринимаются. Отсюда следует вторая важная функция
понятий: они позволяют предсказывать информацию, которую сразу нельзя воспринять. Например,
понятие «яблоко» связано с такими трудновоспринимаемыми свойствами, как наличие семян и
|