Navigation bar
  Print document Start Previous page
 345 of 700 
Next page End  

мировоззрении, или «метафизике», было подтверждено документально, как в случае восточной
традиции медитации, выяснилось, что способность народов понимать эти традиции зависит от того,
какие у них существуют обычаи, а не от того, каков их родной язык или какой язык они учат (Rosch,
1997).
По менее радикальному утверждению Уорфа, грамматические категории (например, имя
существительное и глагол в английском или классификаторы формы в языке навахо) влияют на память
или на такие стороны мышления, как способность к классификации. Это можно проверить с помощью
экспериментов, но пока полученные данные большей частью свидетельствуют об обратном. Например,
грамматические категории не могут способствовать развитию памяти так же, как семантические
(единицы значения, например растения или животные). Если кто-то говорит на языке с системой
классификаторов формы, это не значит, что ему легче классифицировать предметы по форме, чем по
цвету. Возможно, грамматические категории обрабатываются настолько автоматически, что теряют
свою семантическую значимость для носителей языка. Или, может быть, специально для речи
существует отдельный модуль мышления, который не всегда вступает во взаимодействие с остальной
системой значений (Slobin, 1997).
Значительная часть исследований взаимодействия мысли и языка проводилась на уровне
словарного состава. Если у эскимосов иннуитов есть много слов, обозначающих снег, то влияет ли на их
мышление не сам снег, а эти слова как таковые? Но даже лексику сложно изолировать от других
факторов. В языке присутствуют названия для предметов окружающей среды (например, «зерно»),
слова, которые отображают важные социальные и культурные признаки (например, специальные слова
для понятий «мать жены» и «отец мужа»), способы названия признаков, которые не обозначены
отдельной лексической единицей (лыжники находят много способов, чтобы выразить разное качество
снега), и изменения лексики, отражающие социальные перемены (в английском исчезло разграничение
между вежливой формой обращения на «вы» и дружеским «ты»). Считалось, что категория цвета — это
идеальная область для исследования словарного состава, поскольку можно дать оценку и цвета
(используя знания из физики света), и аспектов мышления (таких как цветовая память) вне зависимости
от языка. Однако полученные данные наводят на мысль, что большая часть сведений о цвете и о его
опознавании определяется зрительной системой человека, в то время как язык выполняет лишь
второстепенную функцию (Hardin & Maffi, 1997; Rosch, 1974). Как отметил Слобин, слова-
определители местоположения остаются единственной областью, в которой мы находим убедительное
доказательство влияния референтной системы языка на мышление (Slobin, 1997). Но заметьте, эта сфера
ограничена, а прагматика определения местоположения (местонахождение предметов и ориентация в
пространстве) адекватно выражена во всех системах.
Какой вывод можно сделать из всего этого? Несомненно, языковые различия очень важны и
представляют большой интерес, но они не существуют изолированно. Постановка научных вопросов в
виде дихотомии вырванных из контекста крайностей, основываясь на которых участники обсуждения
должны занять враждебные позиции, как на судебном разбирательстве или в политических дебатах, —
это больше проблема нашей культуры (Peng & Nisbett, в печати; Tannen, 1998), чем настоящей науки,
которая ведет к прочному знанию. Нам нужно учиться рассматривать отношения между языком и
мышлением, а также между другими психологическими полярностями как интересные, но сложные
взаимообусловленные явления.
---
Часть V. Мотивация и эмоции
Глава 10. Базовые мотивы
Вы ведете машину по автостраде, пытаясь успеть на важное для вас интервью по приему на
работу. Сегодня утром вы встали позднее, чем было нужно, поэтому вам пришлось отказаться от
завтрака, а теперь вас мучает голод. Кажется, будто на каждом рекламном щите, мимо которого вы
проезжаете, рекламируется еда — аппетитный омлет, сочные гамбургеры, прохладный фруктовый сок.
В животе урчит, вы пытаетесь не обращать на это внимания, но вам это не удается. С каждым
километром ощущение голода усиливается. Вы чуть не врезаетесь в едущую впереди машину,
заглядевшись на рекламу пиццы. Короче, вы охвачены мотивационным состоянием, известным под
Hosted by uCoz