Обзор биологических факторов мотивации: Rosenzweig. Biological Psychology (1996); Carlson.
Physiology of Behaviour (5th ed., 1994).
Нервные механизмы подкрепления подробно обсуждаются в: Hoebel. Stevens' Handbook of
Experimental Psychology (2nd edition, 1988).
Анализ факторов, регулирующих потребление еды и питья: Stricker E. M. (ed.). Neurobiology of
Food and Fluid Intake, Handbook of Behavioral Neurobiology 10 (1990); Logue. The Psychology of Eating and
Drinking (1986).
Различные точки зрения на нарушения питания см. в: Szmukler, Dare and Treasure. Handbook of
Eating Disorders (1994); Gardbner and Garfinkel. Handbook of Treatment for Eating Disorders (2nd ed.,
1997).
Личные отчеты молодых женщин, страдающих нарушениями питания, см.: Pipher.
Reviving
Ophelia (1994).
Обсуждение различных аспектов человеческой сексуальности: McWhirter et al. (eds.).
Homosexuality/Heterosexuality (1990); LeVay. The Sexual Brain (1994).
На переднем крае психологических исследований
Импринтинг
Некоторые мотивационные проявления инстинктивно направляются к своим побуждающим
предметам. В психологии у понятия инстинкта, означающего врожденную предрасположенность вести
себя определенным образом, была долгая и противоречивая история. В XIX и начале XX века
психологи составляли списки инстинктов (согласно одному известному ученому, их было 18) для
объяснения поведения человека (McDougall, 1908). Начиная с 20-х годов это понятие прибрело в
американской психологии дурную славу, частично потому, что объяснение обычно попадало в
замкнутый круг (например: то, что птицы строят гнезда, можно объяснить тем, что у них для этого есть
инстинкт, но единственное доказательство наличия у них такого инстинкта это то, что они строят
гнезда); частично потому, что каждому виду поведения ставился в соответствие свой собственный
инстинкт, в результате чего список их рос бесконечно (у вас есть инстинкт к изучению курса
психологии?); а частично потому, что появление бихевиоризма заставило психологов для объяснения
поведения чаще обращаться к научению. Изучение инстинктивного поведения, однако, продолжалось
европейскими зоологами или, как их называют, этологами (этология
отрасль зоологии, изучающая
поведение животных), и начиная с 50-х годов этологические понятия инстинкта стали включаться в
психологию. В этологическом смысле форму поведения можно назвать инстинктивной, если она а)
обладает видовой специфичностью, то есть наблюдается у всех представителей вида, независимо от
окружения, в котором они выросли, и без специального научения; б) имеет неизменную схему действия,
то есть является жестко стереотипной и ее организация сильно предсказуема; в) реализуется
врожденным механизмом, то есть может быть запущена некоторым естественным стимулом, когда этот
стимул впервые встречается индивиду, физически способному ее выполнить. Ползание и первая ходьба
маленького ребенка, первое разгрызание ореха маленькой белкой и улыбка или плач новорожденного
младенца все это примеры инстинктивных форм поведения. В этом смысле даже определенные
стереотипные схемы научения могут считаться инстинктивными.
<Рис. Феномен импринтинга настолько силен, что он был использован при научении
представителей исчезающих видов животных мигрировать типичными для них маршрутами. На
фотографии песчаные и большие журавли следуют за сверхлегким самолетом, управляемым полевым
биологом Кентом Клеггом.>
Одним из наиболее успешных применений этологического подхода стало изучение
импринтинга. Импринтингом называется раннее быстрое научение, которое позволяет новорожденному
или только что родившемуся животному развить привязанность к своей матери. В первые часы жизни
младенцы многих видов «запрограммированы» на приобретение эмоциональной привязанности к
ближайшему социальному объекту. Как правило, таким объектом становится их мать, но если только
что вылупившийся утенок видит вместо настоящей матери человека или даже движущийся
неодушевленный предмет, например деревянную охотничью приманку, он «запечатлит» этого человека
или предмет на место своей матери. В «критический период», когда происходит импринтинг,
|