Navigation bar
  Print document Start Previous page
 381 of 700 
Next page End  

предъявление объекта всего на 10 минут достаточно для установления эмоциональной привязанности,
которая будет сохраняться, пока животное не вырастет. Утенок будет следовать за приманкой, если она
была первым объектом, который он увидел, и будет затем стараться быть поблизости от нее даже при
враждебной ситуации, а позднее будет предпочитать близость к приманке, даже если будет
возможность выбора между приманкой и живой уткой (Hess, 1972).
У импринтинга есть несколько других последствий. Развитие связи между матерью и
потомством называется материнским импринтингом. Существует также половой импринтинг, который
приобретается тогда же, когда и материнский, но не проявляется в поведении до наступления более
позднего времени, когда животное начинает выбирать полового партнера. При половом импринтинге
детеныш научается у родителей, какими характеристиками должен обладать «подходящий взрослый», и
затем в зрелом возрасте выбирает полового партнера со сходным внешним обликом. Например, утенок-
самец, выращенный естественной матерью, позднее выберет партнершу, которая ее напоминает, но если
его вырастила мать из другого вида уток, он выберет партнершу, сходную с воспитавшей его, а не с
биологической матерью. Наибольшее предпочтение оказывается половым партнерам, которые сходны,
но не идентичны привлекательному объекту полового импринтинга. Половой партнер, который только
слегка отличается от привлекательного объекта, является наиболее желанным (Bateson, 1978). Этологи
объясняют это психологическим механизмом, который позволяет выбирать полового партнера
соответствующего вида, но в то же время избегать родственного спаривания. Половой партнер,
выглядящий идентично привлекательному объекту импринтинга, может с большей вероятностью
оказаться близким родственником; поэтому лучше выбрать такого, который будет слегка отличаться.
Некоторые психологи полагают, что этот механизм может быть связан с тем, почему романтическая
привязанность у человека столь редко возникает между членами одной семьи.
Способен ли человек к импринтингу? Импринтинг сильнее всего у тех видов, которые
рождаются или вылупляются уже способными ходить и которые быстро созревают. В отличие от них
человек рождается беспомощным и созревает медленно. Хотя у человека сохраняются некоторые
остаточные явления импринтинга, они, конечно же, несравнимы с влиянием культуры.
---
Современные голоса в психологии
Сексуальная ориентация: врожденная или социально детерминированная?
Исследования показывают, что такими рождаются, а не становятся
Дж. Майкл Бейли, Северо-Западный университет
На протяжении многих лет большинство психологов считали, что гомосексуализм является
результатом неправильного воспитания, вызванного патологическими отношениями между ребенком и
родителем, или обусловлен нетипичным сексуальным опытом. Однако научные исследования не
подтвердили это мнение (см., например: Bell, Weinberg & Hammersmith, 1981). Родители людей с
гомосексуальной ориентацией ничем особым не отличались от тех, чьи дети были гетеросексуальны (а
если отличия и обнаруживались, оставалось неясным направление причинно-следственной связи).
Большинство гомосексуалистов испытывали гомосексуальные желания задолго до своего первого
сексуального опыта, который действительно мог вызвать закрепление необычного обусловливания.
Лишь после того как исследователи не смогли объяснить происхождение гомосексуализма социальным
влиянием, они обратили внимание на теории, согласно которым причины гомосексуальности лежат
внутри самого человека.
Наиболее достоверно установлена корреляция между взрослым гомосексуализмом у взрослых и
признаками гендерного несоответствия в детском возрасте (Bailey & Zucker, 1995). Как правило,
гомосексуальные мужчины в детстве были женоподобными мальчиками, а лесбиянки — маскулинными
девочками. Гендерное несоответствие появляется в раннем детстве, скорее вопреки, чем благодаря
воздействию социализации. Действительно, выраженно женоподобные мальчики, ставшие
впоследствии гомосексуалистами (Green, 1987), в детстве часто страдали из-за реакций на их необычное
поведение. Связь между сексуальной ориентацией и гендерным несоответствием в детстве
универсальна для любой культуры (Whitam & Mathy 1986; Whitam
& Mathy, 1991). Хотя мы не знаем
точных причин проявляющегося в детстве гендерного несоответствия, общая картина подразумевает
определяющую роль скорее врожденных факторов, чем научения.
Hosted by uCoz