взрослым, мальчики и девочки стали вести себя к кукле агрессивно, детально повторяя многие
агрессивные действия, продемонстрированные взрослым, включая поднятие и бросание куклы, удары
по ней молотком и пинки ногами.
Эксперимент был расширен включением в него двух фильмов с разными моделями агрессии (в
одном взрослый вел себя агрессивно в отношении куклы, а в другом то же самое агрессивное поведение
демонстрировал мультфильмовский персонаж). Результаты были одинаково удивительными. Дети,
смотревшие любой из двух фильмов, вели себя в отношении куклы так же агрессивно, как и дети,
наблюдавшие агрессию живой модели. На рис. 11.8 показаны параметры агрессивного поведения для
каждой из этих двух групп и для двух контрольных групп, которые наблюдали неагрессивную модель
либо не наблюдали никакой вообще. Из этих исследований следует вывод, что наблюдение за живыми
моделями агрессии либо за изображенными в фильме повышает вероятность агрессии со стороны
наблюдателя. Возможно, это частично объясняет, почему у детей, которых родители строго наказывали,
агрессивность выше средней: моделью служили родители (Eron, 1987).
Рис. 11.8. Подражание агрессии. Наблюдение агрессивных моделей (живьем или в фильме)
значительно повышает количество случаев агрессивного поведения, проявляемого детьми, по
сравнению с наблюдением неагрессивной модели или вообще никакой. Заметьте, что наблюдение
живой модели приводит к подражанию более конкретным агрессивным действиям, тогда как
наблюдение за моделью в фильме (и с живой игрой, и мультфильмом) способствует более агрессивным
реакциям всех типов (по: Bandura, 1973).
Подкрепление агрессии. Еще одно свидетельство в пользу теории социального научения
состоит в том, что агрессия, подобно другим приобретенным реакциям, чувствительна к подкреплению.
В ряде исследований показано, что дети с большей вероятностью проявляют агрессивные реакции,
которым они научились, если такие их действия подкрепляются или если они наблюдают, что
агрессивные модели подкрепляются. В одном исследовании за детьми наблюдали в течение 10 недель,
записывая случаи межиндивидуальной агрессии и события, которые следовали сразу за этим, такие, как
положительное подкрепление агрессии (например, жертва дрожит или плачет), наказание агрессии
(жертва контратакует) или нейтральные реакции (жертва игнорирует агрессора). Для детей,
проявлявших самый высокий уровень агрессии, наиболее частой реакцией на их агрессивное действие
было положительное подкрепление. Дети, проявлявшие менее всего агрессии, чаще всего получали в
ответ наказание. Дети, поначалу бывшие неагрессивными, но от случая к случаю преуспевшие в
остановке чужой агрессии путем контратаки, постепенно сами становились инициаторами нападения
(их агрессивность находила положительное подкрепление). Очевидно, последствия агрессии играют
важную роль в формировании поведения (Patterson, Littman & Bricker, 1967).
Выражение агресии и катарсис
Исследования, пытающиеся провести различие между агрессией как потребностью и агрессией
как реакцией, приобретенной в научении, часто обращаются к явлению катарсиса (освобождения от
эмоции путем сильного ее переживания). Если агрессия потребность, то выражение агрессии должно
|