служить катарсисом, приводя к ослаблению силы агрессивных чувств и прекращению соответствующих
действий (подобно тому как прием пищи ведет к уменьшению голода и прекращению связанных с ним
действий). С другой стороны, если агрессия приобретенная реакция, выражение агрессии может
приводить к усилению таких действий (если агрессия подкрепляется). В настоящее время данные
говорят в пользу того, что агрессия приобретенная реакция.
Агрессивные действия. Психологи провели множество лабораторных исследований, чтобы
определить, ослабляется ли агрессия после того, как она была частично выражена. Исследования детей
показывают, что участие в агрессивных действиях либо усиливает агрессивное поведение, либо
оставляет его на том же уровне. Эксперименты со взрослыми дают сходные результаты. Когда
студентам колледжа давали возможность неоднократно бить током другого человека (который не мог
ответить), они становились все большими карателями. Злые испытуемые после успешных нападок
становятся даже еще более карательными, чем незлые. Если бы проявление агрессии приносило
освобождение от нее, то у злых испытуемых их агрессивная потребность должна была бы ослабляться,
и чем больше бы они выражали агрессию, тем меньшими карателями становились бы (Green & Quanty,
1977; Berkowitz, 1965).
Некоторые данные о катарсисе взяты из реальной жизни. В одном случае уволенных работников
аэрокосмической промышленности из Калифорнии сначала устно опросили о том, что они чувствуют
по отношению к своим компаниям и начальникам, а затем попросили изложить свои чувства
письменно. Если бы агрессия обладала свойством катарсиса, то люди, выразившие много гнева в
устном интервью, в письменных отчетах высказали бы его меньше. Результаты, однако, показали иное:
люди, зло говорившие в беседе, в своих отчетах выражали злость еще больше. В другом исследовании
анализировалась связь между враждебностью страны (в отношении соседних стран) и видами
культивируемых в ней спортивных игр. Обнаружилось, что более воинственные культуры
предпочитают более воинственные игры. Опять-таки агрессия питает агрессию, а не рассеивает ее
(Ebbessen, Duncan & Konecni, 1975).
Результаты говорят против того, что выражение агрессии обладает катарсическим действием.
Однако есть обстоятельства, в которых выражение агрессии уменьшает сферу ее действия. Например,
агрессивное поведение может повышать чувство беспокойства у агрессоров, которое подавляет
дальнейшую агрессию, особенно если они видят, что их действия нанесли вред. Но в этих случаях
влияние на агрессивное поведение можно объяснить, не предполагая, что ослабла агрессивная
потребность. Далее, хотя выражение враждебности в действии обычно не снижает агрессию, человек
может от этого почувствовать себя лучше. Но это может происходить потому, что он чувствует себя
более сильным и ощущает больший контроль над ситуацией, а не потому, что у него ослабла
агрессивность.
Наблюдение насилия. Большинство обсуждавшихся нами работ касались последствий
непосредственного выражения агрессии. А что можно сказать о воздействии косвенно выражаемой
агрессии, наблюдаемой в виде насилия на телеэкране и в кино? Оказывает ли наблюдение за насилием
катарсическое действие, создавая виртуальный выход для агрессивного побуждения? Или же оно,
наоборот, вызывает агрессию, поскольку служит моделью насильственного поведения? Мы уже видели,
что в экспериментальной ситуации дети подражают живому или показанному на экране агрессивному
поведению, но как они будут реагировать в более естественных условиях? Это важный вопрос,
учитывая то количество сцен насилия в СМИ, свидетелями которых мы являемся. Особенно это
касается детей, для которых количество насилия в некоторых телепрограммах продолжает расти.
Например, в 1980 году в мультфильмах, показываемых субботним утром, в среднем было 18,6 актов
насилия в час; к 1990 году их число выросло до 26,4 (New York Times, 1990).
В нескольких экспериментальных исследованиях контролировался просмотр детьми телевизора:
одной группе показывали мультфильмы с насилием в течение определенного времени каждый день;
другой группе показывали мультфильмы без насилия в течение такого же времени. Количество случаев
проявляемой детьми агрессии во время их дневных занятий тщательно регистрировалось. Дети,
смотревшие мультфильмы с насилием, становились более агрессивны во взаимодействиях со
сверстниками, тогда как у детей, смотревших мультфильмы без насилия, изменений в
межиндивидуальной агрессии не было (Steuer, Applefield & Smith, 1971).
<Рис. Дети подражают тому, что они видят по телевизору.>
В приведенном исследовании участвовали экспериментальная и контрольная группы. Однако
большинство исследований, где изучались детские телевизионные привычки, полагались на
корреляционный метод; в них определялась связь между количеством воздействующего телевизионного
|