and Ravizza. Methods Toward a Science of Behaviour and Experience (3rd ed., 1988); Elmes, Kantowitz and
Roediger. Research Methods in Psychology (3rd ed., 1989). О навыках мышления, необходимых для
ведения психологических исследований, см.: Stanovich. Thinking Straight About Psychology (1992).
Простое, но изящное введение в основные понятия статистики: Phillips. How to Think About
Statistics (revised ed., 1992). Хорошее введение в когнитивную нейронауку: Kosslyn and Koenig. Wet
Mind: The New Cognitive Neuroscience (1992). Введение в эволюционную психологию: Barkow, Cosmides
and Tooky. The Adapted Mind (1990).
Общее введение в когнитивную науку: Gardner. The Mind's New Science: A History of the
Cognitive Revolution (1985); Osherson. Invitation to Cognitive Science (Vols. 1-3) (1990). Введение в
культурную психологию: Shewder. Cultural Psychology (1990).
Чтобы узнать подробнее о возможностях работы в сфере психологии и о подготовке,
необходимой, чтобы стать психологом, пишите в American Psychological Association (1400 North Uhle
Street, Arlington, Va., 22201) и спрашивайте проспект A Career in Psychology.
На переднем крае психологических исследований
Междисциплинарные подходы
Помимо психологии есть и другие дисциплины, интересующиеся разумом и поведением: можно
назвать хотя бы биологию, лингвистику или философию. Представители этих и других дисциплин все
чаще объединяются с психологами для выработки новых, междисциплинарных подходов к изучению
психологических явлений.
Похоже, что в течение следующих десятилетий эти подходы приобретут значительный вес. Для
нас наиболее интересны два междисциплинарных подхода, близких к биологическому направлению,
когнитивная нейронаука и эволюционная психология, а также два междисциплинарных подхода, более
тяготеющих к психологическому направлению, когнитивная наука и культурная психология. Мы
вкратце рассмотрим все эти подходы и начнем, пожалуй, с биологических.
Когнитивная нейронаука. Биологической психологии междисциплинарность присуща
изначально, поскольку эта наука изучает связь психологических и биологических процессов. До
недавнего времени в большинстве таких исследований в качестве испытуемых использовались
животные и акцент делался на процессах, не связанных непосредственно с когнитивной деятельностью
человека. Но сейчас новый шаг вперед сделала когнитивная нейронаука, которая работает с
испытуемыми-людьми, сосредоточена на когнитивных процессах и прочно опирается на результаты и
методы нейронауки (отрасль биологии, занимающаяся мозгом и центральной нервной системой). По
сути когнитивная нейронаука это результат совместных усилий представителей когнитивной
психологии и нейронауки, направленных на то, чтобы выяснить, как протекают психические процессы в
мозге. Ключевая идея заключается в том, что у когнитивной психологии есть гипотезы о конкретных
познавательных способностях, таких как узнавание лиц или восприятие удаленности объекта, а
нейронауке есть что сказать о том, как эти конкретные функции могут выполняться мозгом. Это
разновидность редукционизма. Чтобы такой подход работал, изучаться должны совершенно конкретные
когнитивные функции, например, распознавание человеческих лиц, а не распознавание вообще (Kosslyn
& Konig, 1992). Примером когнитивной нейронауки в действии является уже знакомая нам проблема
нарушения узнавания лиц (прозопагнозия).
Отличительной способностью когнитивной нейронауки является применение новых методов
изучения мозга у нормальных испытуемых (в отличие от исследований поврежденного мозга) при
решении ими различных когнитивных задач. Методики нейроизображения, или сканирования мозга,
позволяют создать визуальную картинку работающего мозга (обычный компьютерный томограф дает
изображение мозга, но не показывает его активность), и при этом видно, в каком участке мозга
возникает наибольшая активность во время решения конкретной задачи (см. обсуждение в гл. 2).
Примером этого направления когнитивной нейронауки являются исследования кратковременного и
долговременного запоминания людьми информации. Когда от испытуемых требуется запомнить
информацию на несколько секунд, на нейроизображении видно увеличение нервной активности в
переднем отделе мозга; а когда надо запомнить информацию надолго, увеличение активности
происходит в совершенно другом участке, расположенном преимущественно в середине мозга. Это
говорит о том, что для долговременного и кратковременного хранения информации могут
|