использоваться разные механизмы (Smith & Jonides, 1994; Squire et al., 1993).
Эволюционная психология. Эволюционная психология занимается биологическим
происхождением когнитивных и других психологических механизмов. Среди главных входящих в нее
дисциплин, помимо психологии и биологии, антропология и психиатрия. Отправная идея
эволюционной психологии состоит в том, что психологические механизмы, подобно биологическим,
развивались миллионы лет путем естественного отбора. Сказать, что какой-либо психологический
механизм развивался путем естественного отбора, значит сказать, что у него есть генетическая основа,
оказавшаяся полезной в прошлом при решении проблем выживания или повышавшая шанс произвести
потомство. Для иллюстрации посмотрим на пристрастие к сладкому. Можно предположить, что это
работа какого-то психологического механизма и что у него есть генетическая основа. Кроме того, мы
обладаем этой предрасположенностью потому, что в эволюционном прошлом она повышала шансы
наших предков на выживание (у самых сладких фруктов была наибольшая питательная ценность) и тем
самым повышала шансы на продолжение существования соответствующих генов (Symons, 1991).
Идеи эволюционного направления могут двояко повлиять на изучение психологических
проблем. С одной стороны, некоторые темы особенно важны с эволюционной точки зрения, из-за их
связи с вопросами выживания или успешного размножения. Сюда относятся вопросы выбора для себя
гетеросексуального партнера, поведения с теми, кто доминирует над нами, умиротворения наших
агрессивных чувств; этим темам уделяется наибольшее внимание в исследованиях по эволюционной
психологии (Buss, 1991). Эволюционный подход позволяет по-новому взглянуть и на уже знакомые нам
проблемы. Помните, когда мы говорили о полноте, то отмечали, что период депривации может
привести в дальнейшем к перееданию. Эволюционный подход так объясняет это загадочное явление. До
очень недавнего времени в своей эволюции человек испытывал депривацию, только когда пища была
скудной. Механизм психологической адаптации к недостатку еды заключается в склонности переедать,
когда еды достаточно. Следовательно, эволюция выбрала тенденцию переедать после депривации.
Когнитивная наука. Когнитивная наука охватывает те области психологических исследований,
которые а) связаны с когнитивными процессами, такими как восприятие, запоминание, мышление,
решение задач и принятие решений, б) пересекаются с другими дисциплинами, изучающими те же
процессы, например философией и компьютерной наукой. Главная задача этой науки выяснить, как
представлена информация в уме человека (мысленные репрезентации) и
какие вычисления можно
произвести над этими репрезентациями, чтобы осуществить восприятие, запоминание, мышление и т. д.
Помимо психологии она обращается также к антропологии, лингвистике, философии, некоторым
разделам нейронауки и искусственному интеллекту (последний это отрасль компьютерной науки,
занимающаяся разработкой разумно действующих компьютеров и компьютерных программ,
имитирующих процессы мышления человека).
Основная идея когнитивной науки состоит в том, чтобы представить когнитивную систему в
виде гигантского компьютера, выполняющего сложные вычисления. Подобно тому как компьютерные
вычисления можно разбить на ряд более простых сохранение, извлечение и сравнение символов или
репрезентаций, человеческое действие можно разложить на элементарные психические компоненты.
Далее, эти элементарные умственные компоненты также могут содержать в себе сохранение,
воспроизведение и сравнение символов. Эту параллель между компьютерными вычислениями и
умственными действиями можно продолжить. Работу компьютера можно анализировать на различных
уровнях: как на уровне технических устройств, где главная роль принадлежит микросхемам, так и на
уровне репрезентаций и алгоритмов, где главное это процессы и структуры данных; сходным
образом, когнитивную деятельность человека можно анализировать на уровне «устройств», т. е.
нейронов, и на уровне мысленных репрезентаций и процессов. Таким образом, представления об
умственных действиях и уровне анализа являются краеугольными камнями когнитивной науки
(Osherson, 1990).
Одно из течений внутри когнитивной науки следует помянуть особо. Это коннекционизм (от
англ. connection соединение, связь.
Прим. перев.).
Приметой этого течения является идея, что
мысленные репрезентации и процессы можно описать примерно так же, как описывают нейроны и их
взаимосвязи. Так, коннекционисты говорят не о сохранении, воспроизведении и сравнении символов, а
об активации некоторого элемента и распространении его активности на другие элементы, с которыми
он соединен. Эти элементы и соответствующие связи обладают некоторыми свойствами реальных
нейронов (например, они могут возбуждаться или тормозиться), но при этом они не обладают всеми
свойствами нейрона. Элементы сетей коннекционисты представляют на более абстрактном уровне, чем
настоящие нейроны; следовательно, в коннекционизме существует как минимум два уровня анализа
|