что и тогда, и сейчас рост является одним из самых наследуемых признаков. Тогда, как и сейчас, у
более высоких японцев более высокие дети. Сходным образом, в обследовании, охватившем 14 стран,
было показано, что средний показатель IQ в последние годы значительно вырос (Flynn, 1987). Образно
говоря, наследуемость кружит вокруг дисперсий, а не средних значений.
Взаимодействие личности и среды
Корреляция генотипа и окружения. С самого момента рождения влияния генов и среды тесно
переплетаются, формируя личность индивида. Родители предоставляют своему потомству и гены, и
домашнюю среду, причем и то и другое зависит от собственных генов родителей. В результате имеется
встроенная корреляция между наследуемыми характеристиками (генотипом) ребенка и средой, в
которой он воспитывается. Например, поскольку общий интеллект частично является наследуемым, у
родителей с высоким интеллектом, вероятнее всего, будет ребенок с высоким интеллектом. Но кроме
этого, родители с высоким интеллектом скорее всего будут создавать своему ребенку среду,
стимулирующую интеллект, и при своем собственном взаимодействии с ним, и посредством книг,
уроков музыки, походов в музей и другого интеллектуального опыта, являющегося частью домашней
среды. Вследствие подобной двойной положительной связи генотипа и среды ребенок получает
двойную дозу интеллектуальных возможностей. Сходным образом, ребенок, выросший у родителей с
низким интеллектом, может встретить домашнюю среду, которая еще больше усиливает
интеллектуальную отсталость, приобретенную непосредственно.
<Рис. Факторы среды могут повлиять на средний уровень интеллектуальных способностей и
качества личности, несмотря на то что у последних высокая наследуемость.>
Некоторые родители могут специально создавать среду, отрицательно коррелирующую с
генотипом ребенка. Например, интровертные родители могут поощрять социальную деятельность
ребенка, чтобы противодействовать собственной интровертности ребенка: «Мы стараемся почаще
бывать на людях, потому что не хотим, чтобы Крис вырос таким же замкнутым, как и мы». Родители
очень активного ребенка могут стараться придумать для него какие-нибудь интересные тихие занятия.
Но независимо от того, положительная или отрицательная здесь корреляция, важно, что генотип
ребенка и его среда это не просто два независимых источника влияния, которые суммируются для
того, чтобы сформировать его личность.
Помимо того что генотип оказывает влияние одновременно со средой, он также сам эту среду
формирует (Bouchard et al., 1990; Scarr, 1988; Scarr & McCartney, 1983; Plomin, Deries & Loehlin, 1977). В
частности, среда становится функцией личности ребенка благодаря трем типам взаимодействия:
реактивного, вызванного и проактивного.
Реактивное взаимодействие. Под действием одного и того же окружения разные индивиды
понимают, переживают его и реагируют на него по-разному. Беспокойный, чувствительный ребенок
будет ощущать жестокость родителей и реагировать на нее иначе, чем спокойный, гибкий; резкий
голос, вызывающий у чувствительной девочки слезы, может быть вовсе не замечен ее не столь
чувствительным братом. Ребенок-экстраверт будет тянуться к окружающим людям и событиям; а ее
брат-интроверт будет их игнорировать. Одаренный ребенок больше почерпнет из прочитанного, чем
заурядный. Другими словами, личность каждого ребенка извлекает из объективного окружения
субъективную психологическую среду, и именно эта психологическая среда формирует дальнейшее
развитие личности. Если родители создают одинаковое окружение всем своим детям чего, как
правило, не происходит, оно все равно не будет для них психологически эквивалентным. Реактивное
взаимодействие происходит в течение всей жизни. Один человек воспринимает наносящее ему вред
действие как акт преднамеренной враждебности и реагирует на него совсем иначе, чем тот, кто
воспринимает такое действие как результат непреднамеренной бесчувственности.
Вызванное взаимодействие. Личность каждого индивида вызывает у других людей свои особые
реакции. Младенец, который корчится и нервничает, когда его берут на руки, вызывает менее
положительную эмоцию у родителя, чем тот, которому нравится, когда его нянчат. Послушные дети
вызывают у родителей менее жесткий стиль воспитания, чем агрессивные. По этой причине нельзя
полагать, что наблюдаемая корреляция между особенностями воспитания ребенка родителями и
складом его личности является простой вызванно-следственной связью. В действительности личность
ребенка формирует родительский стиль воспитания, который, в свою очередь, оказывает дальнейшее
влияние на его личность. Вызванное взаимодействие также происходит в течение всей жизни:
благосклонность человека вызывает благосклонность окружения; враждебность человека
|