враждебность окружения.
Проактивное взаимодействие. По мере своего роста ребенок начинает выходить за пределы
окружения, создаваемого ему родителями, и выбирать и строить свое собственное. Это последнее, в
свою очередь, формирует далее его личность. Общительный ребенок предпочтет пойти в кино с
друзьями, а не оставаться дома в одиночестве и смотреть телевизор; его общительная натура
подталкивает его к выбору окружения и еще больше подкрепляет его общительность. А то, чего нельзя
выбрать, он будет стараться построить сам: если никто не зовет его в кино, он сам организует это
мероприятие. Как следует из самого термина, проактивное взаимодействие это процесс, посредством
которого индивид становится активным агентом развития своей собственной личности.
Относительная важность этих нескольких типов взаимодействия личности и окружения меняется
в процессе развития (Scarr, 1988; Scarr & McCartney, 1983). Встроенная связь между генотипом ребенка
и его окружением наиболее сильна, когда он маленький и практически полностью ограничен домашней
средой. Когда ребенок взрослеет и начинает выбирать и строить свое окружение, эта начальная связь
ослабевает, а влияние проактивного взаимодействия возрастает. Реактивное и вызванное
взаимодействия, как отмечалось, сохраняют свою важность в течение всей жизни.
<Рис. Мы проявляем проактивное взаимодействие, когда выбираем себе друзей и супругов,
которые разделяют наши интересы и личностные особенности.>
Некоторые нерешенные загадки. Изучение близнецов позволило выявить несколько
загадочных обстоятельств, которые еще не ясны до конца. Например, мы ранее отмечали, что, по
оценкам, среди идентичных близнецов, выращенных порознь, наследуемость IQ значительно выше, чем
когда она оценивается на основе сравнения идентичных и родственных близнецов, выросших вместе.
Кроме того, поразительное сходство идентичных близнецов не уменьшается со временем или
вследствие различий в среде воспитания. Сходство родственных близнецов (и обычных братьев и
сестер), напротив, уменьшается от детства к отрочеству, даже когда они воспитываются вместе; и чем
дольше они живут вместе в одном доме, тем менее сходными они становятся (Scarr, 1988; Scarr &
McCartney, 1983).
Некоторые из таких закономерностей могли бы появиться, если бы сами гены
взаимодействовали друг с другом, так чтобы в случае, когда общими являются все унаследованные
гены (как у идентичных близнецов), эффект был бы вдвое большим, чем когда общими являются только
половина унаследованных генов (как у родственных близнецов и обычных братьев и сестер). Такое
могло бы быть, если бы некий личностный признак зависел от определенного сочетания генов.
Рассмотрим, например, такой признак, как голубые глаза (здесь мы несколько упростим проблему).
Предположим, что у обоих родителей есть ген голубых глаз и ген карих. Чтобы у одного из их детей
глаза были голубыми, ребенок должен унаследовать голубой ген от отца и голубой ген от матери; при
трех остальных сочетаниях (карийкарий, карийголубой и голубойкарий) у ребенка глаза будут
карими. Другими словами, у всякого их ребенка шанс иметь голубые глаза будет 1 к 4. Но поскольку у
идентичных близнецов одинаковый набор генов от обоих родителей, они унаследуют одно и то же
сочетание генов; если у одного близнеца глаза будут голубые, то и у другого тоже. Напротив, если
родственный близнец унаследует голубой ген от обоих родителей, шансы другого близнеца иметь такие
же все равно будут только 1 к 4, а не 1 к 2. Таким образом, в случае, когда одинаковыми являются все
унаследованные гены, эффект будет более чем вдвое сильнее, чем когда общие только половина генов.
Есть данные, подтверждающие такого рода генное взаимодействие в случае некоторых личностных
черт, особенно экстраверсии
(Lykken et al., 1992; Pedersen et al., 1988). Но взаимодействие личности и
среды также может частично определять подобные закономерности.
Рассмотрим идентичных близнецов. Поскольку их генотипы идентичны, они реагируют на
ситуации (реактивное взаимодействие) также аналогично; они вызывают у других сходные реакции
(вызванное взаимодействие); и их сходные, генетически направляемые таланты, интересы и мотивы
ведут их к поиску и построению сходного окружения (проактивное взаимодействие). Важно то, что все
эти процессы действуют независимо от того, воспитываются ли близнецы совместно или порознь.
Например, к двум идентичным близнецам, разделенным при рождении, отношение других людей будет
сходным, поскольку они независимо будут вызывать у других сходные реакции.
Проактивное взаимодействие протекает аналогично. Личность каждого близнеца подталкивает
его к выбору друзей и окружения, которые окажутся сходными с выбранными другим близнецом. Но
сходные друзья и окружение будут обращаться с каждым из этих близнецов сходным образом. И так
далее. Поскольку у обоих близнецов некоторые черты личности, определяемые генами, с самого начала
идентичны, все процессы их взаимодействия с окружением одновременно способствуют продолжению
|