значит, что 44% учащихся из верхней пятой части распределения показателей SAT попадут также и в
верхнюю пятую часть распределения средних отметок первокурсников, по сравнению всего с 4%
учащихся, попадающими в нижнюю пятую часть распределения показателей в SAT. Таким образом,
показатели SAT значительно улучшают прогнозируемость, но ясно также и то, что отметки
первокурсников, имевших идентичные показатели в SAT, сильно отличаются.
<Рис. Оценки по Тecmy школьной обучаемости (Scholastic Aptitude Test, SAT) используются для
предсказания академической успеваемости в колледже. Корреляция между оценками SAT и средними
отметками учащихся младших курсов составляет около 0,50.>
Факторный подход. Некоторые психологи считают, что интеллект есть некоторая общая
способность понимания и мышления, проявляющая себя в разных формах. Так полагал и Бине. Хотя в
его тесте были самые разные разделы, он заметил, что одаренные дети превосходят тупых по всем
показателям. Поэтому он предположил, что разные задачи позволяют получить выборки показателей
для обобщенной базовой способности. Сходным образом, несмотря на то что Векслер составил свою
шкалу из различных подшкал, он также полагал, что «интеллект является совокупной или глобальной
способностью индивида действовать целенаправленно, мыслить рационально и эффективно справляться
со своим окружением» (Wechsler, 1958).
Другие психологи, однако, сомневаются в существовании «общего интеллекта». Они считают,
что тесты на интеллект измеряют ряд умственных способностей, относительно независимых друг от
друга. Одним из методов получения более точной информации о способностях, определяющих
успешность выполнения теста на интеллект, является факторный анализ. Этот математический метод
используется для определения минимального количества факторов, или способностей, лежащих в
основе паттерна корреляций, полученных для некоторого массива различных тестов. Основная идея
заключается в том, что два теста, которые очень сильно коррелируют друг с другом, возможно,
измеряют одну и ту же способность. Факторный анализ данных, полученных при помощи набора
тестов, показывает, сколько в имеющемся наборе корреляций есть различимых факторов, а также вес
или влияние каждого из них.
Создатель факторного анализа Чарльз Спирман (Spearman, 1904) первым предположил, что все
индивиды обладают разными факторами общего интеллекта (g). Человека можно охарактеризовать как
в целом одаренного или тупого в зависимости от того, каким g он обладает. Согласно Спирману, фактор
g основная детерминанта успешности выполнения пунктов теста на интеллект. Кроме этого, для
отдельных способностей или тестов специфичны особые факторы, называемые s. Например,
арифметические тесты или тесты на пространственные отношения будут каждый иметь свой s.
Измеренный у индивида интеллект будет отражать величину g плюс величину различных s-факторов.
Успехи индивида в математике будут определяться его общим интеллектом плюс математическими
способностями.
Позднее Луис Терстоун (Thurstone, 1938) возражал против идеи Спирмана об общем интеллекте,
полагая, что при помощи факторного анализа его можно разделить на ряд первичных способностей.
После многократных применений тестов, факторного анализа данных, очистки шкал и повторного
тестирования Терстоун выделил 7 факторов, из которых он составил свой тест первичных умственных
способностей (Test of Primary Mental Abilities).
Пересмотренные варианты этого теста все еще широко используются, но его прогнозируемость
не выше, чем у тестов общего интеллекта, таких как шкалы Векслера. Терстоун надеялся путем
факторного анализа открыть первоэлементы интеллекта, но эта надежда реализовалась не полностью по
нескольким причинам. Вычисленные им первичные способности не являются совершенно
независимыми; действительно, значительные взаимокорреляции между ними говорят в пользу
концепции фактора общего интеллекта, лежащего в основе отдельных способностей. Кроме того, ряд
первичных способностей, выделенных путем факторного анализа, зависит от характера самих пунктов
теста. Другие исследователи, используя различные по содержанию пункты тестов и иные методы
факторного анализа, выделяли от 20 до 150 факторов, отражающих диапазон интеллектуальных
способностей (Guilford, 1982; Ekstrom, French & Harman, 1979; Ekstrom et al, 1976).
Это отсутствие согласия в количестве и характере факторов вызывает сомнения в ценности
факторного подхода. Тем не менее факторный анализ продолжает оставаться основным методом
изучения интеллектуальной деятельности (Comrey & Lee, 1992; Carrol, 1988), и мы встретимся с ним
снова при обсуждении черт личности.
Оценка личности
|