характеристик могут стать наилучшим компромиссом (John, 1990). Хотя эти 5 факторов, называемых
теперь «большой пятеркой», первоначально состояли в списке ОллпортаОдберта, полученном путем
факторного анализа (Norman, 1963), они же теперь появляются в самых разнообразных тестах личности
(McCrae & Costa, 1987; Digman & Inouye, 1986). Все еще нет согласия в том, как лучше всего называть и
интерпретировать эти факторы, однако представляется возможным объединить их аббревиатурой
«OCEAN» (OCEAN: Openness to experience, Conscientiousness, Extraversion, Agreableness, and Neurotizm;
открытость опыту, добросовестность, экстравертность, уступчивость и невротизм.) В табл. 12.4
приведены некоторые примеры шкал для измерения личностных качеств, характеризующие каждый из
этих пяти факторов. Многие специалисты по психологии личности признают открытие и
подтверждение валидности «большой пятерки» факторов одним из главнейших достижений
современной психологии личности.
Таблица 12.4. Пять личностных факторов
Черта-фактор
Шкалы, характеризующие черту
Открытость
традиционный оригинальный
осторожный рискованный
консервативный либеральный
Добросовестность
беспечный внимательный
самостоятельный зависимый
попустительский добросовестный
Экстраверсия
замкнутый общительный
молчаливый разговорчивый
застенчивый спонтанный
Уступчивость
раздражительный добродушный
жестокий милосердный
эгоистичный альтруистичный
Нейротизм
спокойный волнующийся
устойчивый уязвимый
уверенный неуверенный в себе
В таблице приведены 5 личностных факторов, надежно появляющихся при факторном анализе данных,
получаемых при самых разнообразных методах оценки. Пары прилагательных служат примерами шкал,
характеризующих каждый фактор (по: McCrae & Costa, 1987).
Личностные опросники. В большинстве личностных тестов индивида на самом деле не просят
непосредственно оценивать себя по личностным параметрам. Вместо этого ему задают ряд вопросов о
том, как он реагирует на те или иные ситуации. Его, например, могут попросить указать, насколько он
согласен или не согласен с утверждением: «Я часто пробую новую и импортную еду» или: «Мне
действительно нравится большинство людей, которых я встречаю». Такие опросники их называют
личностными опросниками похожи на структурированные интервью тем, что в них каждому
человеку задают одни и те же вопросы, а ответы обычно даются в виде, удобном для вычислений, часто
с обработкой на компьютере. Каждый пункт личностного опросника составлен так, чтобы являться
примером определенной черты личности, а подмножества показателей для близких по содержанию
пунктов суммируются для получения оценки по каждому шкалируемому признаку. Например, пункт «Я
часто пробую новую и импортную еду» относится к шкале «Открытость опыту», которая входит в один
из опросников, разработанных для измерения «большой пятерки»; пункт «Мне действительно нравится
большинство людей, которых я встречаю» относится к шкале «Экстравертность».
Пункты большинства личностных опросников вначале составляются согласно теоретическим
взглядам разработчика на каждую черту личности, а затем в окончательном опроснике их оставляют
или отбрасывают в зависимости от того, коррелируют они или не коррелируют с другими пунктами для
той же шкалы. Часто в предварительный вариант опросника, направляемый многим людям, помещают
множество пробных пунктов. Затем ответы индивидов подвергают факторному анализу с тем, чтобы
определить, какие подмножества пунктов взаимокоррелируют и действительно ли эти подмножества
относятся к той шкале, для которой они были первоначально разработаны.
Совершенно иной метод построения тестов, называемый методом привязки к критерию, был
использован в разработке наиболее популярного из всех опросников личности Миннесотского
многопрофильного опросника личности (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI).
|