Navigation bar
  Print document Start Previous page
 433 of 700 
Next page End  

от модулей специфические процессоры подвержены воздействию базовых механизмов переработки.
Высокоскоростные механизмы переработки позволяют индивидууму более эффективно использовать
специфические процессоры и благодаря этому получать более высокие оценки по тестам и добиваться
большего в реальной жизни.
Таким образом, теория интеллекта Андерсона предполагает наличие двух различных
«маршрутов» к овладению знаниями. Первый включает использование базовых механизмов
переработки, приводящее благодаря специфическим процессорам к приобретению знаний. С точки
зрения Андерсона, именно этот процесс мы понимаем под «мышлением» и именно он ответствен за
индивидуальные различия, касающиеся интеллекта (с его точки зрения, эквивалентные различиям в
знаниях). Второй маршрут включает использование модулей для приобретения знаний. Знание,
основанное на модулях, как, например, восприятие трехмерного пространства, приходит автоматически,
если соответствующий модуль в достаточной степени созрел, и этим объясняется развитие интеллекта.
Теорию Андерсона можно проиллюстрировать примером 21-летнего молодого человека,
известного под инициалами М. А., страдавшего в детстве от конвульсий и получившего диагноз
аутизма. Достигнув зрелого возраста, он не мог говорить и получал самые низкие оценки по
психометрическим тестам. Однако у него был обнаружен IQ, равный 128 баллам, и необычайные
способности к оперированию простыми числами, которое он выполнял точнее, чем специалист,
имеющий ученую степень по математике (Anderson, 1992). Андерсон пришел к заключению, что
базовый механизм переработки у М. А. не был поврежден, что позволяло ему мыслить абстрактными
символами, однако его лингвистические модули были поражены, что препятствовало овладению им
повседневными знаниями и процессами коммуникации.
Триархическая теория Стернберга
В отличие от теории Андерсона, триархическая теория Стернберга рассматривает
индивидуальный опыт и контекст, а также базовые механизмы переработки информации. Теория
Стернберга включает три части, или субтеории: компонентную субтеорию, рассматривающую
мыслительные процессы; опытную (экспериенциальную) субтеорию, рассматривающую влияние
индивидуального опыта на интеллект; контекстуальную субтеорию, рассматривающую средовые и
культурные влияния (Sternberg, 1988). Наиболее разработанной из них является компонентная
субтеория.
Компонентная теория рассматривает компоненты мышления. Стернберг выделяет три типа
компонентов:
1. Метакомпоненты, используемые для планирования, контроля, мониторинга и оценки
переработки информации в процессе решения задач.
2. Исполнительные компоненты, ответственные за использование стратегий решения задач.
3. Компоненты приобретения знаний (знаниевые), ответственные за кодирование,
комбинирование и сравнение информации в процессе решения задач.
Эти компоненты взаимосвязаны; все они участвуют в процессе решения задачи, и ни один из них
не может функционировать независимо от других.
Стернберг рассматривает функционирование компонентов интеллекта на примере следующей
задачи на аналогию:
«юрист относится к клиенту как доктор относится к: а) медицина; б) пациент»
Ряд экспериментов с такими задачами привел Стернберга к выводу, что критически важными
компонентами являются процесс кодирования и процесс сравнения. Испытуемый кодирует каждое из
слов предложенной задачи путем формирования мысленной репрезентации этого слова, в данном
случае — списка признаков этого слова, воспроизводимых из долговременной памяти. Например,
мысленная репрезентация слова «юрист» может включать следующие признаки: образование в
колледже, осведомленность в юридических процедурах, представляет клиента в суде и так далее. После
того как испытуемый сформировал мысленную репрезентацию для каждого слова из предъявленной
задачи, процесс сравнения сканирует эти репрезентации в поисках совпадающих признаков, которые
приводят к решению задачи.
В задачах на аналогию участвуют и другие процессы, но Стернберг показал, что индивидуальные
различия в решениях этой задачи принципиально зависят от эффективности процессов кодирования и
сравнения. Согласно экспериментальным данным, индивиды, имеющие более высокие показатели в
решении задач на аналогию (опытные в решении), тратят больше времени на кодирование и формируют
Hosted by uCoz