от модулей специфические процессоры подвержены воздействию базовых механизмов переработки.
Высокоскоростные механизмы переработки позволяют индивидууму более эффективно использовать
специфические процессоры и благодаря этому получать более высокие оценки по тестам и добиваться
большего в реальной жизни.
Таким образом, теория интеллекта Андерсона предполагает наличие двух различных
«маршрутов» к овладению знаниями. Первый включает использование базовых механизмов
переработки, приводящее благодаря специфическим процессорам к приобретению знаний. С точки
зрения Андерсона, именно этот процесс мы понимаем под «мышлением» и именно он ответствен за
индивидуальные различия, касающиеся интеллекта (с его точки зрения, эквивалентные различиям в
знаниях). Второй маршрут включает использование модулей для приобретения знаний. Знание,
основанное на модулях, как, например, восприятие трехмерного пространства, приходит автоматически,
если соответствующий модуль в достаточной степени созрел, и этим объясняется развитие интеллекта.
Теорию Андерсона можно проиллюстрировать примером 21-летнего молодого человека,
известного под инициалами М. А., страдавшего в детстве от конвульсий и получившего диагноз
аутизма. Достигнув зрелого возраста, он не мог говорить и получал самые низкие оценки по
психометрическим тестам. Однако у него был обнаружен IQ, равный 128 баллам, и необычайные
способности к оперированию простыми числами, которое он выполнял точнее, чем специалист,
имеющий ученую степень по математике (Anderson, 1992). Андерсон пришел к заключению, что
базовый механизм переработки у М. А. не был поврежден, что позволяло ему мыслить абстрактными
символами, однако его лингвистические модули были поражены, что препятствовало овладению им
повседневными знаниями и процессами коммуникации.
Триархическая теория Стернберга
В отличие от теории Андерсона, триархическая теория Стернберга рассматривает
индивидуальный опыт и контекст, а также базовые механизмы переработки информации. Теория
Стернберга включает три части, или субтеории: компонентную субтеорию, рассматривающую
мыслительные процессы; опытную (экспериенциальную) субтеорию, рассматривающую влияние
индивидуального опыта на интеллект; контекстуальную субтеорию, рассматривающую средовые и
культурные влияния (Sternberg, 1988). Наиболее разработанной из них является компонентная
субтеория.
Компонентная теория рассматривает компоненты мышления. Стернберг выделяет три типа
компонентов:
1. Метакомпоненты, используемые для планирования, контроля, мониторинга и оценки
переработки информации в процессе решения задач.
2. Исполнительные компоненты, ответственные за использование стратегий решения задач.
3. Компоненты приобретения знаний (знаниевые), ответственные за кодирование,
комбинирование и сравнение информации в процессе решения задач.
Эти компоненты взаимосвязаны; все они участвуют в процессе решения задачи, и ни один из них
не может функционировать независимо от других.
Стернберг рассматривает функционирование компонентов интеллекта на примере следующей
задачи на аналогию:
«юрист относится к клиенту как доктор относится к: а) медицина; б) пациент»
Ряд экспериментов с такими задачами привел Стернберга к выводу, что критически важными
компонентами являются процесс кодирования и процесс сравнения. Испытуемый кодирует каждое из
слов предложенной задачи путем формирования мысленной репрезентации этого слова, в данном
случае списка признаков этого слова, воспроизводимых из долговременной памяти. Например,
мысленная репрезентация слова «юрист» может включать следующие признаки: образование в
колледже, осведомленность в юридических процедурах, представляет клиента в суде и так далее. После
того как испытуемый сформировал мысленную репрезентацию для каждого слова из предъявленной
задачи, процесс сравнения сканирует эти репрезентации в поисках совпадающих признаков, которые
приводят к решению задачи.
В задачах на аналогию участвуют и другие процессы, но Стернберг показал, что индивидуальные
различия в решениях этой задачи принципиально зависят от эффективности процессов кодирования и
сравнения. Согласно экспериментальным данным, индивиды, имеющие более высокие показатели в
решении задач на аналогию (опытные в решении), тратят больше времени на кодирование и формируют
|