более точные мысленные репрезентации, чем индивиды с низкими показателями в таких задачах
(малоопытные в решении). На этапе сравнения, наоборот, опытные в решении сравнивают признаки
быстрее, чем неопытные, но и те и другие одинаково точны. Таким образом, лучшие показатели у
опытных в решении испытуемых основываются на большей точности их процесса кодирования, но
время, требуемое им для решения задачи, является сложной смесью из медленного кодирования и
быстрого сравнения (Galotti, 1989; Pellegrino, 1985).
Однако с помощью одной только компонентной субтеории невозможно полностью объяснить
индивидуальные различия между людьми, наблюдаемые в интеллектуальной сфере. Для объяснения
роли индивидуального опыта в функционировании интеллекта была разработана опытная теория.
Согласно Стернбергу, различия в опыте людей оказывают влияние на способности к решению
конкретных задач. Индивидуум, не сталкивавшийся ранее с тем или иным понятием, например с
математической формулой или задачами на аналогию, будет испытывать большие трудности при
использовании данного понятия, чем индивидуум, которому уже доводилось использовать его. Таким
образом, индивидуальный опыт, связанный с определенной задачей или проблемой, может
варьироваться в пределах от полного отсутствия опыта до автоматического выполнения задачи (то есть
до полной привычности задачи как результата длительного опыта соприкосновения с ней).
Разумеется, факт знакомства индивидуума с теми или иными понятиями в значительной степени
определяется средой. Именно здесь вступает в силу контекстуальная субтеория. Данная субтеория
рассматривает когнитивную активность, необходимую для приспособления к конкретным средовым
контекстам (Sternberg, 1985). Она сосредоточена на анализе трех интеллектуальных процессов:
адаптации, отбора и формирования фактически окружающих его средовых условий. Согласно
Стернбергу, индивидуум прежде всего ищет способы адаптации или приспособления к среде. Если
адаптация невозможна, индивидуум пытается выбрать иную среду или сформировать условия
существующей среды таким образом, чтобы он мог более успешно приспособиться к ним. Например,
если человек несчастен в браке, для него может оказаться невозможным адаптироваться к окружающим
обстоятельствам. Поэтому он или она может выбрать другую среду (например, если он или она
разойдется или разведется со своим супругом) или попытаться сформировать существующие условия
более приемлемым образом (например, обратившись в семейную консультацию) (Sternberg, 1985).
Биоэкологическая теория Цеси
Некоторые критики утверждают, что теория Стернберга является столь многокомпонентной, что
ее отдельные части не согласуются между собой (Richardson, 1986). Другие отмечают, что эта теория не
объясняет, как решение задач осуществляется в повседневных контекстах. Третьи указывают на то, что
эта теория по большей части игнорирует биологические аспекты интеллекта. Стефан Цеси (Ceci, 1990)
попытался ответить на эти вопросы, развив теорию Стернберга и уделив значительно большее
внимание контексту и его влиянию на процесс решения задач.
Цеси полагает, что существуют «множественные когнитивные потенциалы», в отличие от
единой базовой интеллектуальной способности или фактора общего интеллекта g. Эти множественные
способности или области интеллекта являются биологически обусловленными и накладывают
ограничения на психические (умственные) процессы. Более того, они тесно связаны с проблемами и
возможностями, заложенными в индивидуальном окружении или контексте.
По мнению Цеси, контекст играет центральную роль в демонстрации когнитивных способностей.
Под «контекстом» он понимает области знания, а также такие факторы, как особенности личности,
уровень мотивации и образования. Контекст может быть психическим, социальным и физическим (Ceci
& Roazzi, 1994). У конкретного индивидуума или популяции могут отсутствовать те или иные
психические способности, но при наличии более интересного и стимулирующего контекста тот же
самый индивидуум или популяция могут демонстрировать более высокий уровень интеллектуального
функционирования. Возьмем лишь один пример; в известном лонгитюдном исследовании детей с
высоким IQ, проведенном Льюисом Терманом (Terman & Oden, 1959), было высказано предположение
о том, что высокий IQ коррелирует с высоким уровнем достижений. Однако при более тщательном
анализе результатов было обнаружено, что дети из состоятельных семей в зрелом возрасте достигали
больших успехов, чем дети из малообеспеченных семей. Кроме того, те, кто вырос во времена Великой
депрессии, достигли в жизни меньшего, чем те, кто достиг зрелого возраста позже в то время, когда
перспектив для профессионального роста было больше. По словам Цеси, «в результате... экологическая
ниша, которую занимает индивидуум, включая такие факторы, как индивидуальное и историческое
|