Navigation bar
  Print document Start Previous page
 454 of 700 
Next page End  

собственному поведению, наблюдая за поведением других, а также читая и слыша об их поведении.
Нам не обязательно фактически осуществлять те формы поведения, которые мы наблюдаем; вместо
этого мы отмечаем, вознаграждается или наказывается такое поведение, и сохраняем эту информацию в
памяти. При возникновении новых ситуаций мы можем вести себя в соответствии с нашими
ожиданиями, сформированными на основании наблюдения за моделями.
Социально-когнитивная теория Бандуры далеко выходит за пределы классического
бихевиоризма. Не ограничиваясь рассмотрением влияния среды на поведение, данная теория изучает
взаимодействия между средой, поведением и индивидуальными когнициями (познавательной
деятельностью). Помимо рассмотрения внешних влияний, таких как вознаграждения и наказания, она
учитывает и такие внутренние факторы, как ожидания. Вместо того чтобы объяснять поведение с точки
зрения простого обусловливания, она подчеркивает роль научения, являющегося результатом
наблюдений.
Индивидуальные различия. Как отмечалось ранее, психология личности стремится определить
и те переменные, по которым индивиды отличаются друг от друга, и общие процессы
функционирования личности. Ориентированные на личностные характеристики подходы
сосредоточились на первой задаче и подробно описывают индивидуальные различия, при этом они
фактически ничего не говорят об общих динамических процессах функционирования личности.
Психоаналитическая теория попыталась справиться и с тем и с другим. Теория социального научения,
наоборот, сосредоточилась в основном на процессе и практически не уделяет внимания описанию
индивидуальных различий. Поскольку в этом подходе личность каждого индивида рассматривается как
уникальный продукт уникальной истории подкреплений и подчеркивается вариативность поведения в
разных ситуациях, в нем не ставится задача типологической классификации индивидов или оценки их
личностных качеств. Но Вальтер Мискел, представитель теории социального научения, попытался
включить в нее индивидуальные различия, введя следующий набор когнитивных переменных:
1. Компетентность: что вы можете делать? К компетентности относятся интеллектуальные
способности, социальные и физические навыки и другие специальные способности.
2. Стратегии кодирования: как вы это видите? Люди различаются избирательностью к
информации; они кодируют (репрезентируют) событие и группируют информацию в значимые
категории. Событие, воспринимаемое одним человеком как угрожающее, другому может казаться
мобилизующим.
3. Ожидания: что произойдет? Ожидания последствий различных видов поведения направляют
выбор поведения индивидом. Если вы схитрите на экзамене и вас поймают, то какие последствия вас
ожидают? Если вы скажете своему другу или подруге то, что вы на самом деле о них думаете, что будет
с вашими отношениями? На поведение влияют также ожидания в отношении наших собственных
способностей: мы можем предвидеть последствия определенного поведения, но не сможем действовать,
пока не будем уверены в нашей способности это поведение осуществить.
4. Субъективные ценности: чего это стоит? Индивиды со сходными ожиданиями могут решить
вести себя по-разному, поскольку оценивают результат по-разному. Два студента могут ожидать, что
определенное поведение их профессору понравится; однако этот результат может быть важен для
одного из них и не важен для другого.
5. Саморегулирующие системы и планы: как вы этого добьетесь? Люди различаются
стандартами и правилами, которых они придерживаются, регулируя свое поведение (включая
назначенное самому себе вознаграждение за успех и наказание за неудачу), а также своей способностью
составлять реалистичные планы для достижения цели (по: Mischel, 1993, 1973).
Все эти переменные индивида (иногда их называют когнитивными переменными социального
научения человека) взаимодействуют с условиями определенной ситуации, определяя, что он будет в
ней делать.
Существуют свидетельства того, что индивидуальные различия на нейротрансмиттерном уровне
также оказывают определенное влияние; см. материал под рубрикой «На переднем крае
психологических исследований».
Бихевиористский портрет человеческого поведения
Подобно психоаналитическому подходу, бихевиористский подход к личности полон
детерминизма. Однако, в отличие от психоаналитического подхода, в нем уделяется очень мало
внимания биологическим детерминантам поведения; он сосредоточен исключительно на детерминантах
Hosted by uCoz