окружения. На него также сильно повлияли идеи Дарвина. Так же как эволюция путем естественного
отбора формирует у видов адаптацию к своей экологии, так и процессы научения особенно
оперантное обусловливание формируют репертуар поведения индивида, адаптируя его к окружению.
По своей природе мы ни добрые, ни злые, но чрезвычайно подвержены изменениям под влиянием
опыта нашей личной жизни и текущих обстоятельств. Как отмечалось в главе 3, Джон Уотсон,
основатель движения бихевиористов в Соединенных Штатах, полагал, что он может вырастить из
младенца кого угодно, независимо от его «талантов, склонностей, пристрастий, способностей,
призвания и расовой принадлежности его родителей». Едва ли кто-либо из теоретиков социального
научения придерживается сегодня такого крайнего взгляда. Тем не менее теорию социального научения
объединяет с ее предшественниками сильный оптимизм по поводу возможностей изменять
человеческое поведение путем изменения окружения. Такой взгляд приятно гармонирует с
американским прагматизмом и американской идеологией равенства, поэтому популярность
бихевиоризма в Соединенных Штатах неудивительна. Любопытно, что в бывшем Советском Союзе в
котором коммунистическая идеология также подчеркивала равенство всегда разделяли американский
взгляд, что поведение человека вполне поддается изменениям под действием окружения.
Несмотря на то что личность человека (как ее описывает теория социального научения)
поддается изменению, она все же обладает свойством пассивности. Мы формируемся в основном
силами, находящимися вне нашего контроля. Эта картина, однако, меняется по мере того, как теории
социального научения все больше подчеркивают активную роль индивида в выборе и изменении своего
окружения, позволяя тем самым человеку стать движущей силой своей собственной жизни. Как мы
увидим, однако, представителям гуманистических теорий такая активность представляется
недостаточной. В частности, они не согласны, что определение психического здоровья просто как
оптимальной адаптации к окружению является исчерпывающим.
Оценка бихевиористского подхода
Благодаря своему акценту на определении переменных окружения, вызывающих конкретные
виды поведения, теория социального научения сделала важный вклад и в клиническую психологию, и в
теорию личности. Она заставила увидеть в человеческом действии реакцию на конкретное окружение и
помогла сосредоточиться на том, как окружение контролирует поведение, как его следует изменить,
чтобы изменилось поведение. Как мы увидим в главе 16, систематическое применение принципов
научения оказалось способным изменить многие плохо адаптированные виды поведения.
Теоретиков социального научения критиковали за чрезмерное акцентирование влияния ситуации
на поведение и, таким образом, потерю самого человека в психологии личности (Carlson, 1971); и
несмотря на то что в эти теории были недавно включены когнитивные процессы и переменные, эта
критика все же осталась актуальной. Но спор, начатый теоретиками социального научения по поводу
постоянства поведения человека в разных ситуациях, побудил других психологов к пересмотру своих
фундаментальных положений. В результате появилось более ясное понимание взаимодействия между
человеком и ситуацией и расширилось представление о человеческой индивидуальности.
Гуманистический подход
В первой половине нашего века в психологии преобладали бихевиористский и
психоаналитический подходы. В 1962 году группа психологов основала Ассоциацию гуманистической
психологии. Гуманистическую психологию они предложили в качестве «третьей силы», сформировав
положения, альтернативные двум другим подходам. Определяя свою задачу, ассоциация приняла за
основу 4 принципа:
1. Переживания человека представляют основной интерес. Люди не просто объекты
исследования. Их следует описывать и объяснять по их собственным субъективным взглядам на мир, по
их восприятию себя и самооценке. Основной вопрос, с которым должен встретиться каждый: «Кто я
есть?». Чтобы узнать, как индивид пытается ответить на него, психолог должен стать его партнером в
поиске смысла существования.
2. Приоритетными направлениями исследования являются человеческий выбор, творчество и
самоактуализация. Гуманистические психологи отвергают психоаналитический подход, полагая, что
психология, основанная на исковерканных личностях, может быть только исковерканной психологией.
|