Navigation bar
  Print document Start Previous page
 456 of 700 
Next page End  

Они также отвергают бихевиоризм как психологию, отвергающую сознание и основанную
преимущественно на изучении низших организмов. Люди не просто мотивируются органическими
потребностями, такими как секс и агрессия, или физиологическими нуждами, такими как голод и
жажда. У них есть потребность в развитии своего потенциала и способностей. Критериями
психического здоровья должны быть рост и самоактуализация, а не просто эго-контроль или
приспособление к окружению.
3. Осмысленность должна предшествовать объективности в выборе задач исследования.
Гуманистические психологи считают, что психологические исследования слишком часто направляются
имеющимися в распоряжении методами, а не важностью исследуемой проблемы. Они говорят, что надо
изучать важные человеческие и социальные проблемы, даже если для этого иногда приходится
воспользоваться менее строгими методами. И хотя психологи должны стараться быть объективными
при сборе и интерпретации наблюдений, выбор ими темы исследований может и должен направляться
ценностными критериями. В этом смысле исследование не свободно от ценности; психологи не должны
делать вид, что ценности — это что-то, чего у них нет или за что они должны извиняться.
4. Высшая ценность принадлежит достоинству человека. Люди в своей основе добры. Цель
психологии — понять человека, а не предсказывать и не контролировать его. Многие гуманистические
психологи считают, что даже называть человека «испытуемым» значит унизить его достоинство как
полноценного партнера в стремлении понять личность человека.
Психологи, разделяющие ценности этой ассоциации, относятся к разным теоретическим
платформам. Например, Гордон Оллпорт был также гуманистическим психологом, и мы уже отмечали,
что некоторые психоаналитики, такие как Карл Юнг, Альфред Адлер и Эрик Эриксон, придерживались
гуманистических взглядов на мотивацию, отличающихся от взглядов Фрейда. Но именно взгляды Карла
Роджерса и Абрахама Маслоу заняли центральное место в гуманистическом движении.
Карл Роджерс. Подобно Фрейду, Карл Роджерс (1902-1987) развил свою теорию на основе
работы с пациентами клиники (Rogers, 1951, 1959, 1963, 1970). Роджерса поражала наблюдаемая им
внутренняя тенденция индивида двигаться к росту, созреванию и позитивному изменению. Он пришел к
убеждению, что основная сила, мотивирующая человеческий организм, — это тенденция к
актуализации всех способностей организма. Растущий организм стремится реализовать свой потенциал
в пределах своей наследственности. Человек может не всегда четко видеть, какие действия ведут к
росту а какие — к регрессии. Но когда путь ясен, индивид предпочитает расти, а не регрессировать.
Роджерс не отрицал, что есть и другие потребности, в том числе и биологические, но считал их
вспомогательными по отношению к мотиву совершенствования.
<Рис. Карл Роджерс полагал, что индивидуум обладает врожденной тенденцией к росту,
достижению зрелости и позитивным изменениям. Он называл эту тенденцию тенденцией к
актуализации.>
Вера Роджерса в первичность актуализации образует основу его недирективной,
ориентированной на клиента терапии. Этот психотерапевтический метод предполагает, что у каждого
индивида есть мотив и возможность к изменению и что сам индивид более всех компетентен решать, в
каком направлении эти изменения должны происходить. При этом психотерапевт выполняет роль
зондирующей системы, а пациент исследует и анализирует свои проблемы. Этот подход отличается от
психоаналитической терапии, во время которой психотерапевт анализирует историю пациента, чтобы
выявить проблему и разработать курс лечебного воздействия (обсуждение разных подходов в
психотерапии см. в гл. 16).
«Я». Центральным в теории личности Роджерса является понятие «Я». «Я» или «понятие о Я» (у
Роджерса эти термины взаимозаменяемы) стали краеугольным камнем его теории. К «Я» относятся все
идеи, восприятия и ценности, характеризующие «Я»; в него входит осознание того, «что я есть» и «что я
могу». Это воспринятое «Я», в свою очередь, влияет на восприятие человеком как всего мира, так и
своего поведения. Например, женщина, видящая себя сильной и компетентной, воспринимает мир и
воздействует на него совсем иначе, чем женщина, считающая себя слабой и бесполезной. «Понятие о Я»
не обязательно отражает реальность: человек может быть весьма преуспевающим и уважаемым и тем не
менее считать себя неудачником.
Согласно Роджерсу, индивид оценивает каждое свое переживание с точки зрения его «понятия о
Я». Люди хотят вести себя так, чтобы соответствовать своему представлению о себе; ощущения и
чувства, не согласующиеся с образом себя, представляют угрозу, и их доступ к сознанию может быть
закрыт. По сути это та же фрейдовская концепция подавления, но у Роджерса такое подавление не
является ни неизбежным, ни постоянным (Фрейд сказал бы, что подавление неизбежно и что некоторые
Hosted by uCoz