аспекты переживаний индивида остаются в бессознательном навсегда).
Чем больше областей опыта человек отрицает из-за их несоответствия его «понятию о Я», тем
глубже разрыв между «Я» и реальностью и тем больше возможность плохой приспособленности.
Индивиду, чье «понятие о Я» не соответствует его личным чувствам и переживаниям, приходится
обороняться от правды, поскольку правда ведет к тревожности. Если это несоответствие становится
слишком большим, защита может разрушаться, приводя к сильному беспокойству и другим
эмоциональным нарушениям. У хорошо приспособленного человека, наоборот, «понятие о Я»
согласуется с мыслями, опытом и поведением; «Я» не ригидно, оно гибкое и может меняться по мере
освоения им новых идей и опыта.
В теории Роджерса есть еще одно «Я» идеальное. У всех нас есть представление о том,
какими мы хотели бы быть. Чем ближе идеальное «Я» к реальному, тем более полноценным и
счастливым становится человек. Большое расхождение между идеальным и реальным «Я» делает
человека несчастным и неудовлетворенным. Таким образом, могут развиться два типа несоответствия:
одно между «Я» и переживаемой реальностью, другое между «Я» и идеальным «Я». Роджерс
выдвинул несколько предположений о развитии этих несоответствий. В частности, он полагал, что
люди начинают функционировать более полно, если у них воспитывают безусловно позитивное
отношение. Это значит, что они чувствуют, что их ценят родители и другие люди, несмотря на то что их
чувства, отношения и поведение менее чем идеальны. Если родители предлагают только условно
позитивное отношение, оценивая ребенка только когда он ведет себя, думает или чувствует правильно,
«понятие о Я» у ребенка нарушается. Например, чувство конкуренции и враждебности к младшему
брату или сестре естественно, но родители не разрешают их бить и обычно наказывают за такие
действия. Этот опыт ребенок должен как-то интегрировать в свое «понятие о Я». Он может решить, что
поступает плохо, и почувствовать стыд. Он может решить, что родители его не любят, и поэтому
чувствовать себя отвергнутыми. Или он может отрицать свои чувства и решить, что он не хочет бить
малыша. В каждом из этих отношений содержится искажение правды. Третью альтернативу ребенку
легче всего принять, но, поступая так, он отрицает свои реальные чувства, которые затем становятся
бессознательными. Чем больше человек вынужден отрицать свои собственные чувства и принимать
ценности других, тем неудобнее он себя чувствует. В качестве наилучшего выхода для родителей
Роджерс предложил признать чувства ребенка как они есть, но объяснить, почему битье неприемлемо.
<Рис. Согласно Роджерсу, люди, вероятно, будут функционировать более эффективно, если
они будут получать безусловную положительную оценку, то есть если они будут чувствовать, что
родители ценят их независимо от их чувств, взглядов и поведения.>
Измерения соответствия между реальным и идеальным «Я». В главе 12 мы описали метод
оценки, называемый Q-классификацией, при которой оценивающему, или сортировщику, дают набор
карточек, каждая из которых содержит утверждения о личности (например, «неунывающий»), и просят
охарактеризовать личность индивида путем сортировки карточек по кучкам. Карточки с
утверждениями, менее характерными для данного индивида, оценщик складывает в кучку слева, а с
более характерными справа. Другие утверждения распределяются по кучкам между ними; тем самым
каждому Q-компоненту присваивается показатель соответственно кучке, в которую он помещен. Q-
классификации молено сравнить между собой путем вычисления корреляции между показателями,
оценивая тем самым, насколько эти две Q-классификации близки друг к другу.
Карл Роджерс первым стал применять Q-классификацию в качестве инструмента для изучения
«понятия о Я». Q-набор, составленный Роджерсом, включает, например, такие утверждения: «Я
удовлетворен собой», «У меня теплые эмоциональные отношения с другими», «Я не доверяю своим
эмоциям». В процедуре Роджерса индивид сначала выполняет сортировку для себя, который есть на
самом деле, для реального «Я», затем для такого, каким он хотел бы быть, идеального «Я».
Корреляция между этими двумя сортировками показывает расхождение между реальным и идеальным
«Я». Низкая или отрицательная корреляция соответствует большому расхождению «реальный
идеальный», означая чувство низкого самоуважения и невысокое личное достоинство.
Повторяя эту процедуру несколько раз в ходе терапии, Роджерс мог оценить эффективность
терапии. В одном исследовании корреляция между реальной и идеальной классификацией индивидов,
обращающихся за помощью, составляла в среднем 2,01 до терапии и 0,34 после нее. Корреляция у
соответствующей контрольной группы, не проходившей терапию, не изменилась (Butler & Haigh, 1954).
Другими словами, у этих индивидов терапия значительно сократила воспринимаемое расхождение
между их реальным и идеальным «Я». Заметьте, что это могло произойти двумя путями: индивид мог
изменить свое представление о реальном «Я», так что оно стало ближе к идеальному, или изменить
|