многим женщинам это мешает достичь своего потенциала. Неслучайно риторика либеральных
движений за освобождение женщин и за свободу сексуальных меньшинств эхом вторит языку
гуманистической психологии.
Оценка гуманистического подхода
Сосредоточившись на уникальном восприятии событий и их интерпретации индивидом,
феноменологический подход возвращает категорию личного опыта в исследования личности. Теории
Роджерса и Маслоу более других рассмотренных нами теорий сосредоточены на целостном, здоровом
человеке и предлагают позитивный, оптимистический взгляд на личность человека. Кроме того,
психологи феноменологической ориентации подчеркивают, что они изучают важные проблемы, даже
если у них не всегда есть строгие методы их исследования. Здесь есть свой резон: исследование
тривиальных проблем просто потому, что для этого есть удобный метод, мало что дает для развития
психологической науки. Кроме того, психологи феноменологической ориентации с годами становились
все изобретательнее в разработке новых методов оценки «понятия о Я» и проведении исследований, в
которых индивид рассматривается как равный партнер. Тем не менее можно поставить и ставится под
сомнение качество аргументов в поддержку гуманистических утверждений. Например, в какой степени
характеристики самоактуализаторов являются следствием психологического процесса, называемого
самоактуализацией, а в какой степени они просто отражают систему ценностей, разделяемую
Роджерсом и Маслоу? Где, спрашивают они, доказательство существования иерархии потребностей,
описанной Маслоу?
Гуманистические психологи уязвимы также для критики, являющейся зеркальным отражением
той, которую они сами предъявляют в адрес Фрейда. Они критиковали Фрейда за попытку построить
законченную теорию личности на основе наблюдений за невротиками. Но, замечают критики, Роджерс,
Маслоу и Келли построили свои теории на наблюдениях за относительно здоровыми людьми (в
основном студентами колледжей, в случае Роджерса и Келли). Соответственно, их теории лучше всего
подходят для нормально функционирующих людей, имеющих роскошь позаботиться о потребностях,
стоящих на вершине иерархии Маслоу. Возможность применения этих теорий к индивидам с
серьезными расстройствами и к людям, поставленным в социально, культурно или экономически
невыгодные условия, представляется менее очевидной.
И наконец, некоторые критиковали даже сами ценности, отстаиваемые теоретиками
гуманистического направления. Многие наблюдатели полагают, что в Америке уж слишком одержимо
интересуются индивидом и слишком мало благосостоянием большого общества. Психология,
поднимающая самореализацию и актуализацию индивида на вершину иерархии ценностей, слишком
совместима с американской идеологией; некоторые критики даже полагают, что она дает
психологическую «санкцию на эгоизм» (Wallach & Wallach, 1983). Хотя Маслоу упоминает интерес к
благосостоянию человечества в качестве одной из характеристик самоактуализаторов (см. табл. 13.1) и
некоторые самоактуализаторы, например Элеонора Рузвельт, явно обладают такой характеристикой,
бросается в глаза ее отсутствие в иерархии потребностей.
Когнитивный подход
Сегодня большинство специалистов по психологии личности не станут заявлять о себе как о
«чистых» приверженцах какого-либо одного из трех описанных выше подходов, а различия между
этими подходами уже не являются столь резкими, как это было в прошлом. Причина в том, что
большинство современных специалистов по теории личности наряду с представителями других
разделов психологии стали более «когнитивными». Фактически большинство современных
экспериментальных исследований по психологии личности отталкиваются от когнитивной базы. По
сути своей когнитивный подход не является «философией» человеческой природы в том смысле, в
каком таковой являются другие подходы; скорее это общий (универсальный) эмпирический подход, а
также совокупность тем, связанных с переработкой людьми информации о себе и окружающем мире.
Для теоретика когнитивного подхода личностные различия являются следствием различий в том,
каким образом индивидуумы психически репрезентируют информацию. Такие репрезентации носят
название когнитивных структур. В данном разделе мы рассмотрим два типа когнитивных структур:
личностные конструкты и схемы.
|