тревожность, она обращает вовнутрь свои чувства: это не она злится, а другие злятся на нее. Она
допускает, что у нанимателя были причины ее уволить: она некомпетентна и никчемна.
Согласно психоаналитической теории, заниженное самоуважение и чувство ненужности у
депрессивных людей происходит от детской потребности в родительском одобрении. У маленького
ребенка самоуважение строится на одобрении и привязанности со стороны родителей. Но когда человек
созревает, чувство собственного достоинства должно, кроме того, вытекать из чувства личных
достижений и успеха. У депрессивного человека источники самоуважения находятся в основном вовне:
это одобрение и поддержка других. Когда эта поддержка пропадает, человек может впасть в
состояние депрессии.
Таким образом, психоаналитические теории депрессии сосредоточены на роли утраты, на
сверхзависимости от внешнего одобрения и обращении гнева вовнутрь. Они дают разумное объяснение
некоторым видам поведения депрессивных индивидов, но его трудно доказать или опровергнуть.
Расстройство множественной личности
Расстройство множественной личности, называемое также диссоциативным расстройством
личности, это существование в одном человеке двух и более различных Я, или личностей, которые
попеременно контролируют поведение. Обычно у каждой такой личности есть свое собственное имя и
возраст, определенный набор воспоминаний и характерных особенностей поведения. В большинстве
случаев есть первичное Я, которое носит имя данного индивида и которое пассивно, зависимо и
подавлено. Характеристики других Я, как правило, контрастируют с характеристиками первичного Я,
например, они враждебны, властны и саморазрушительны (American Psychiatric Association, 1994). В
некоторых случаях у этих личностей может различаться даже почерк, художественные или
атлетические способности и знание иностранного языка. Первичное Я обычно ничего не знает о других
Я. Симптомом расщепления личности могут быть периоды необъяснимой амнезии еженедельные
потери памяти на несколько часов или дней.
Один из наиболее известных случаев расщепления личности это Крис Сайзмор, чьи
альтернативные Я Ева Белая, Ева Черная и Джейн изображены в фильме «Три лица Евы» (Thigpen
& Cleckley, 1957) а позднее были более детально разработаны в ее автобиографии под названием «Я
Ева» (Sizemore & Pittillo, 1977). Другой хорошо изученный случай это Джонах, 17-летний мужчина,
помещенный в госпиталь с жалобами на сильные головные боли, за которыми следовала потеря памяти.
Санитары в больнице заметили поразительные изменения его поведения в разные дни, и главный
психиатр обнаружил в нем три неодинаковые вторичные личности. Относительно устойчивые
личностные структуры, проявлявшиеся у него, показаны на рис. 15.7, и их можно охарактеризовать так:
- Джонах. Первичная личность. Застенчивый, тихий, вежливый и очень консервативный; он
обозначен как «Правильный». Джонах иногда пугается и смущается во время интервью и не знает о
других своих Я.
- Сэмми. Его память осталась наиболее интактной. Сэмми может сосуществовать с Ионой, а
может отстранить его и взять верх. Утверждает, что готов помочь, когда Джонаху нужен юридический
совет или у него трудности; он обозначен как «Посредник». Воспоминания Сэмми начинаются с 6 лет,
когда мама Джонаха ударила его отчима, и Сэмми убеждал родителей больше никогда не драться в
присутствии детей.
- Кинг Янг. Он появился, когда Джонаху было 6 или 7 лет, чтобы укрепить его половую
принадлежность после того, как его мать случайно одела его дома в девчоночью одежду, и Джонах стал
путать имена мальчиков и девочек в школе. С тех пор Кинг Янг приглядывал за сексуальными
интересами Джонаха; поэтому он обозначен как «Любовник». У него очень смутные представления о
других Я.
- Усоффа Абдулла. Хладнокровный, воинственный и сердитый. Усоффа способен игнорировать
боль. Его обязанность приглядывать за Джонахом и защищать его; поэтому он обозначен как
«Воин». Он появился в 9 или 10 лет, когда банда мальчишек ради развлечения избила Джонаха. Джонах
был беспомощен, но появился Усоффа и ожесточенно бросился на нападавших. Он также только смутно
осознает другие Я.
|