"Посредственность"
Джонах
Сэмми
"Посредник"
"Любовник"
Кинг
Янг
Усоффа
Абдулла
"Воин"
Рис. 15.7. Четыре компонента идентичности (личности) Джонаха. Три личности в углах
треугольника имеют весьма слабое представление друг о друге, однако хорошо знают Джонаха,
который, в свою очередь, даже не подозревает об их существовании (по: Ludwig et al., 1972).
При тестировании эти четыре Я оказались очень разными по всем параметрам, касающимся
эмоционально насыщенных тем, но проявили существенное сходство в тестах, свободных от эмоций и
личностных конфликтов, таких как тест на интеллект и словарный тест.
Расщепление единства личности отражает отсутствие интеграции различных аспектов Я, памяти
и сознания. Расщепление настолько полное, что как будто в одном теле живут несколько разных людей.
Наблюдатели отмечают, что переход из одного Я в другое часто сопровождается неуловимыми
изменениями позы тела и тона голоса. Новая личность говорит, ходит и жестикулирует по-иному.
Меняться могут даже такие физиологические параметры, как кровяное давление и активность мозга
(Putnam, 1989).
Индивиды, больные расщеплением личности, часто рассказывают о физическом и сексуальном
насилии в детстве. Достоверность таких отчетов спорна, потому что воспоминания детства могут
подвергаться искажению и потому что индивиды с таким нарушением сильно внушаемы. Тем не менее
основная гипотеза о развитии таких расстройств называет их причиной защиту от травматических
переживаний в детстве. Предполагается, что первоначальная диссоциация возникает в ответ на
травматическое событие в детстве (обычно между 4 и 6 годами). С болезненной проблемой ребенок
справляется путем создания еще одной личности, которая несла бы всю тяжесть этих проблем
(Frischholz, 1985). В случае с Джонахом Сэмми (Посредник) появился из-за нападения его матери на
отчима.
Видимо, ребенок учится защищаться от боли или насилия путем диссоциации памяти от
сознания. Если ребенок неоднократно подвергался жестокому насилию, такой метод защиты ведет со
временем к возникновению диссоциированных Я, из которых только одна или две подличности сознают
насилие, а у остальных не остается воспоминаний о боли. Ребенку удобно держать эти личности
порознь, так чтобы знание о насилии не касалось его других Я. Благодаря этому чувства насилия и
воспоминания о нем не заполняют сознание ребенка непрерывно, когда он не имеет дела с ними,
например в школе или во время игр с друзьями (Brown, 1986). Подавляющее большинство индивидов со
множественной личностью женщины, потому что они, по-видимому, с большей вероятностью
подвергаются сексуальному насилию в детстве (Boon & Draijer, 1993).
Еще одним фактором развития расстройства множественной личности является повышенная
восприимчивость к самогипнозу процессу, посредством которого человек может произвольно ввести
|