предрасположенных к шизофрении.
Данные показывают, что верны оба объяснения (Brenner, 1982; Fried, 1982; Kosa & Zola, 1975),
причем социальный отбор играет бОльшую роль (Dohrenwend et al., 1992).
Исследования роли психологических факторов в развитии шизофрении сосредоточены на связях
внутри семьи. В 50-х и 60-х годах велись детальные наблюдения за семьями, у одного из членов
которых была диагностирована шизофрения; при этом ученые пытались определить, как отношения со
стороны родителей и образ жизни влияли на развитие болезни. Они пришли к разным заключениям,
большинство из которых оказалось трудно повторить. Главной проблемой было то, что эти семьи
изучали после того, как психическое расстройство у одного члена семьи повлияло на остальных. Одни
атипичные семейные взаимодействия предшествовали началу болезни, а другие являлись реакциями на
стресс проживания с психически больным человеком. Например, в качестве фактора, отличающего
семьи с шизофреником от нормальных, назывались неясные или конфликтные отношения родителя и
ребенка. Способ общения родителей с детьми характеризовался как вызывающий смятение и
неопределенность (Wynne et al., 1977). Однако результаты одного похожего исследования показывают,
что проблемы взаимоотношений с родителями могли возникнуть как реакция на неясность отношения к
ним детей, больных шизофренией. В этом исследовании родителей и сыновей просили независимо
описать те или иные предметы так, чтобы тот, кто прослушает это описание, мог узнать предмет, не
глядя на него. Описания записывались на магнитофон и проигрывались другим участникам
эксперимента, включая нормальных и больных шизофренией сыновей и их родителей. Было
обнаружено, что по своей способности обмениваться мыслями родители сыновей-шизофреников не
отличались от родителей нормальных сыновей. Хуже всего могли общаться сыновья, больные
шизофренией. Процитируем автора исследования: «Нарушения в общении у сыновей, больных
шизофренией, оказывали прямое отрицательное воздействие не только на их собственных родителей, но
и на всех родителей, которые их слышали и пытались отвечать им» (Liem, 1974, р. 445).
В одном долгосрочном исследовании попытались устранить свойственную более ранним
исследованиям проблему путем наблюдения за отношениями в семье до того, как у члена семьи
диагностировалась шизофрения. Это исследование началось в 64 семьях, в которых хотя бы один
подросток обращался в психологическую клинику за помощью в связи с небольшими или средней
тяжести эмоциональными проблемами. Эти подростки и их семьи тщательно изучались и затем
находились под наблюдением следующие 15 лет с проведением периодических анализов. Наивысшая
встречаемость шизофрении была обнаружена в семьях, где (а) родители обращались с подростком
строго и враждебно и (б) общение с подростком было смешанным. Сочетание отрицательного
отношения родителей со смешанным общением даже лучше предсказывало шизофрению, чем каждая
переменная по отдельности (Goldstein, 1987). Однако причинная связь остается неясной. Возможно,
проблемы в общении и строгое отношение родителей были следствием их попытки справиться с
ребенком, чье поведение беспокоило или было необычным еще до того, как у него диагностировали
шизофрению. Другими словами: являются ли отклонения у родителей причиной неадекватного
поведения ребенка, или же нетипичные особенности ребенка были причиной такого поведения
родителей? Этот вопрос остается без ответа. Но какова бы ни была их причинная роль в начальном
шизофреническом поведении, дезорганизация в семье и неприятие со стороны родителей являются
важными детерминантами серьезности этого заболевания и прогноза к выздоровлению (Anderson, Reiss
& Hogarty, 1986; Roff & Knight, 1981).
Было также обнаружено, что помимо рассмотренных семейных отношений фоном для людей с
шизофренией чаще среднего служили другие травмирующие события (такие как ранняя смерть одного
или обоих родителей). Различного рода стресс в детстве может способствовать этому заболеванию.
Вообще, чем насыщеннее стрессами детство, тем серьезней шизофрения.
Расстройства личности
К расстройствам личности относят устойчивые во времени схемы разадаптивного поведения. В
главе 13 мы говорили о характеристиках личности как об устоявшемся способе восприятия или
отношения к реальности и представления о себе. Когда характеристики личности становятся настолько
негибкими и неадекватными, что значительно снижают способность индивида вести повседневную
жизнь, говорят о расстройстве личности. Расстройства личности включают несовершенные и
неадекватные способы справляться со стрессом и решать проблемы. Обычно они становятся очевидны в
|