DeBaryshe & Ramsey, 1989). Создается впечатление, что в подобных семьях родители часто игнорируют
ребенка или не бывают дома, но, тем не менее, когда ребенок совершает проступок или как-то иначе
выведет из себя родителя, ему устраивают суровую порку. Подтверждением тому, что эти родительские
недостатки есть именно причина, а не просто коррелят нарушений в поведении детей, служит тот факт,
что мероприятия, направленные на преодоление этих недостатков, позволяют успешно бороться с
детскими нарушениями в поведении (Lochman et al., 1991).
Биологические и семейные факторы, способствующие нарушениям в поведении, часто
совпадают. У детей с нарушениями в поведении часто существуют нейропсихологические проблемы,
являющиеся следствием приема наркотиков матерью, плохого внутриутробного питания, токсического
воздействия до и после рождения, жестокого обращения, осложнений при родах и малого веса при
рождении (Moffitt, 1993). Такие дети более раздражительны, импульсивны, неловки, сверхактивны,
невнимательны и медленнее усваивают материал, чем их сверстники. Это затрудняет родительский
уход за ними, и для них повышается риск плохого обращения и пренебрежения со стороны родителей.
В свою очередь, родители этих детей, вероятнее всего, являются подростками или сами имеют
психологические проблемы, способствующие неэффективному или грубому, несостоятельному
выполнению ими родительских функций. Поэтому помимо наличия у них биологической
предрасположенности к разрушительному антисоциальному поведению эти дети переживают
обращение родителей, которое такому поведению способствует. В исследовании 536 мальчиков
(Moffitt, 1990) обнаружилось, что у тех из них, у кого были и нейрофизиологические недостатки, и
неблагополучная домашняя среда, показатели по шкале агрессии были в 4 раза выше, чем у мальчиков,
не имевших ни нейропсихологических недостатков, ни неблагоприятного домашнего окружения.
Личностные факторы. У детей с нарушениями поведения обработка информации о социальных
взаимодействиях происходит так, что у них вырабатываются агрессивные реакции на эти
взаимодействия (Crick & Dodge, 1994). Они ожидают, что другие дети будут к ним агрессивны, и
интерпретируют их действия, исходя из этого предположения, вместо того чтобы полагаться на
признаки реально встретившейся ситуации. Кроме того, дети с нарушениями поведения склонны
считать всякое направленное на них негативное действие сверстников (например, если кто-то взял их
любимый карандаш) не случайным, а преднамеренным. Решая, какое действие предпринять в ответ на
воспринимаемую провокацию сверстника, ребенок с нарушенным поведением будет делать выбор из
очень ограниченного набора реакций, как правило, включающих агрессию. Если такой ребенок
вынужден выбрать что-то помимо агрессии, он совершает сумбурные и неэффективные реакции и, как
правило, все, кроме агрессии, полагает бесполезным и непривлекательным.
Дети, которые так представляют себе социальное взаимодействие, склонны проявлять
агрессивное поведение к другим. Их может ожидать расплата: другие дети бьют их, родители и учителя
наказывают, и они воспринимаются обществом негативно. Эти ответные действия в свою очередь
укрепляют их мнение, что мир настроен против них, и заставляют неверно интерпретировать будущие
действия окружающих. Так может создаваться порочный круг взаимодействий, поддерживающий и
вдохновляющий агрессивное и антисоциальное поведение ребенка.
Пограничное расстройство личности
В последние два десятилетия пограничное расстройство личности стало предметом
значительного внимания популярной печати, клинических и исследовательских публикаций по
психологии. Диагностическая категория пограничного расстройства личности была включена только в
третье издание DSM в 1980 году. Однако клиницисты уже давно использовали термин «пограничный»
для обозначения людей, которые как бы балансировали на грани между серьезными невротическими
проявлениями (такими как эмоциональная нестабильность) и приступами психоза (Millon, 1981).
Нестабильность ключевая черта пограничного расстройства личности. Настроение у таких
людей нестабильно, причем приступы сильной депрессии, тревожности или гнева возникают у них
часто и, как правило, без видимой причины. У таких людей понятие о Я нестабильно, с периодами
крайней неуверенности в себе и самовозвеличивания. Межличностные отношения этих людей
неустойчивы и могут переключаться от идеализации других людей до презрения к ним без всякой
причины. Люди с пограничным расстройством личности часто чувствуют безнадежную пустоту и
поначалу стремятся к новому знакомому или врачу в надежде, что этот человек заполнит тот огромный
вакуум, который они в себе ощущают. Они испытывают почти паранойяльное чувство отверженности и
неверно принимают невинные действия других за желание покинуть их или отвергнуть. Например, если
|