в одном из наиболее важных ранних исследований лечения детей с расстройствами поведения
(Patterson, 1974) отмечено, что более чем две трети мальчиков страдают гиперкинезией термин,
использовавшийся ранее для обозначения СГДВ. Таким образом, хотя СГДВ вполне может быть
диагностирован более часто, чем в прошлые 30 лет, он просто диагностируется более адекватно и
заслуживает должного внимания.
Важно отметить, что главная причина увеличения выявленных случаев СГДВ в 1990-х годах
это результат произошедшего в 1991 году изменения в статусе СГДВ, зафиксированного в Законе об
образовании для умственно и физически неполноценных лиц (Disabilities education act
IDEA),
федеральном законе, который регулирует специальное образование на территории США. В результате
этого изменения СГДВ стали считать болезнью. Кроме того, Министерство образования США
разослало меморандум всем государственным чиновникам в сфере образования, в котором им было
рекомендовано рассматривать СГДВ как условие, дающее право на специальное обучение. В результате
этой директивы школьные округа по всей стране впервые были обязаны ввести процедуры отбора и
диагностики для СГДВ. Таким образом, увеличение случаев диагностики СГДВ не результат
заговора или роковой ошибки в сфере образования и не обвинение в адрес современных методов
воспитания, а естественное следствие изменения в законодательстве, управляющем образованием в
США.
А как быть с критическими замечаниями о том, что СГДВ является расстройством, количество
случаев диагностики которого имеет огромный разброс как в Северной Америке, так и по всему миру?
Это объясняется тем, что местные школьные округа и штаты различаются по степени выполнения ими
закона. Кроме того, когда применяются одинаковые диагностические критерии СГДВ, уровень
выявления этого расстройства в таких странах, как Италия, Испания, ЮАР,
Израиль, Аргентина и
Вьетнам, сопоставим с имеющимся в Северной Америке.
При выяснении того, не является ли то или иное расстройство психики чрезмерно
диагностируемым, наиболее важный критерий это наличие у людей с определенным диагнозом
отклонений в повседневной жизни, которые несомненно подтверждают факт расстройства. В данном
случае СГДВ является особенно ярким примером, потому что у таких детей отмечаются выраженные
отклонения в отношениях со сверстниками, родителями, учителями, братьями и сестрами, а также
плохое поведение в школе и академическая неуспеваемость. Одним из примеров является классическое
исследование направлений в клинику (Pelham & Bender, 1982). В этом исследовании по
социометрическим показателям обнаружилось, что 96% детей с СГДВ в среднем чаще отвергались
сверстниками, чем другие дети. В области детской психопатологии число негативных оценок,
полученных от сверстников в начальной школе, считается лучшим показателем грубых нарушений
психики в детстве и тяжелых последствий во взрослом возрасте; поэтому повышение уровня
негативных оценок еще раз подчеркивает отклонения, которые проявляются у детей с СГДВ в общении
со сверстниками.
На основе утверждений о том, что многим детям неправильно ставят диагноз СГДВ, возникают
жалобы, что их неадекватно лечат, причем, как правило, медикаментозно. Фактически в научной
литературе приводятся данные, согласно которым лишь небольшое количество детей с диагнозом СГДВ
(или с психическими расстройствами подобного рода) получают лечение медикаментозное или
какое-либо иное. Нужно радоваться, что число детей, которые получают лечение от СГДВ, возрастает.
Значительное увеличение этой цифры напрямую связано с улучшением диагностики, что является
следствием указанных выше изменений в американском законодательстве. Следует также отметить, что
одно из исследований, которое якобы подтверждает приведенные доводы, касающиеся расстройства и
его лечения, проводилось на детях, состояние которых определялось только по оценке учителей
(Wolraich et al., 1998).
Итак, СГДВ является самым распространенным расстройством психики в детском возрасте,
одним из самых сложных и трудноизлечимых, при весьма неблагоприятном долговременном прогнозе.
Современный уровень диагностики соответствует научным взглядам на природу данного расстройства.
В любом случае нам нужно безошибочно определять больше детей, страдающих СГДВ, и проводить
основанное на симптомах лечение психологическое или медикаментозное.
---
Глава 16. Методы терапии
|