Navigation bar
  Print document Start Previous page
 564 of 700 
Next page End  

страдающие депрессией, оценивают происходящее с негативным или самокритичным уклоном. Они
ожидают неудачи, а не успеха, и при оценке своей деятельности склонны преувеличивать неудачи и
преуменьшать успех. При лечении депрессии специалисты но когнитивно-поведенческой терапии
стремятся помочь своим клиентам распознать искажения в их мышлении, приведя его в большее
соответствие с реальностью. Следующий диалог иллюстрирует, как терапевт, тщательно направляя
вопросы, показывает клиентке всю нереалистичность ее убеждений.
«Терапевт: Почему вы хотите покончить с жизнью?
Клиентка: Без Рэймонда я ничто... Я не могу быть счастлива без Рэймонда... Но я не могу спасти
наш брак.
Т: Каким был ваш брак?
К: Он был несчастным с самого начала... Рэймонд всегда был мне неверен... Последние 5 лет я
редко видела его.
Т: Вы сказали, что не можете быть счастливы без Рэймонда... Вы чувствуете себя счастливой с
ним?
К: Нет, мы воюем все время, и я чувствую себя хуже.
Т: Вы сказали, что вы ничто без Рэймонда. До того, как вы встретили Рэймонда, вы чувствовали
себя никем?
К: Нет, я чувствовала, что была кем-то.
Т: Если вы кем-то были без Рэймонда, почему теперь он вам нужен, чтобы кем-то себя
чувствовать?
К: (озадаченно) М-мммм...
Т: Если бы вы были свободны от этого брака, вы думаете, что мужчины интересовались бы вами,
зная, что вы не заняты?
К: Я думаю, они интересовались бы мной.
-Т: Возможно ли, что вы нашли бы более постоянного мужчину чем Рэймонд?
К: Я не знаю... Наверно, это возможно...
Т: Тогда что бы вы на самом деле потеряли, если бы разорвали этот брак?
К: Я не знаю.
Т: Возможно, вы бы стали жить лучше, если бы покончили с этим браком?
К: Нет гарантии, что так будет.
Т: У вас есть настоящий брак?
К: Наверно, нет.
Т: Если у вас нет настоящего брака, что вы в самом деле теряете, если решите разорвать его?
К: (долгая пауза) Ничего, я думаю.» (Beck, 1976, р. 280-291.)
Поведенческая составляющая этого лечения вступает в игру, когда терапевт поощряет клиентку
сформулировать иные взгляды на ее ситуацию и затем проверить, что они означают. Например,
женщину из этого диалога можно было бы попросить записывать свое настроение через регулярные
промежутки времени и затем отмечать, как ее депрессия и чувство самоуважения меняются в
зависимости от того, что она делает. Если она считает, что после общения с мужем чувствует себя хуже,
чем когда она одна или общается с кем-то еще, с помощью этой информации можно заставить ее
усомниться в своем убеждении, что она «не может быть счастлива без Рэймонда».
Когнитивно-поведенческая программа помощи человеку с агорафобией должна предусматривать
тренировку позитивного мышления вместе с разыгрыванием in vivo (экскурсии в сопровождении
психотерапевта, во время которых этот человек будет все дальше отходить от дома). Терапевт учит
клиента заменять наносящий вред внутренний диалог («Я так нервничаю, я знаю, что потеряю сознание,
как только выйду из дома») позитивными самоинструкциями («Успокойся; я не один; даже если будет
приступ паники, я могу справиться»). В табл. 16.4 приведена программа лечения депрессии,
предусматривающая коррекцию поведения и изменение установок.
Таблица 16.4. Преодоление депрессии
Обучение навыкам самоизменения
Точно указать целевое (нуждающееся в коррекции) поведение и записать фоновую частоту его
возникновения; выявление событий или ситуаций, предшествующих целевому поведению, а также его
последствий (положительных или отрицательных); задание целей на изменение и подбор
подкрепляющих факторов
Hosted by uCoz