Групповая и семейная терапия
Многие эмоциональные проблемы связаны с трудностями человека в отношениях с другими,
включая чувство изоляции, отвергнутости и одиночества, и неспособность устанавливать осмысленные
отношения. Хотя терапевт может помочь человеку в проработке некоторых таких проблем,
окончательный успех определяется тем, насколько хорошо тот сможет применить усвоенные при
терапии установки и реакции к отношениям, складывающимся в его повседневной жизни. Групповая
терапия позволяет клиентам прорабатывать свои проблемы в присутствии других, наблюдать их
реакцию на свое поведение и опробовать новые методы реагирования, когда старые оказываются
неудовлетворительными. Она часто используется как дополнение к индивидуальной психотерапии.
Терапевты разных ориентаций (психоаналитической, гуманистической и когнитивно-
поведенческой) модифицировали свои методы для применения в групповой терапии. Групповая терапия
применяется в разных ситуациях: в больничной палате и амбулаторных психиатрических клиниках,
проводится с родителями дефективных детей, с подростками в исправительных учреждениях это
только немногие примеры. Как правило, численность группы небольшая (оптимальным считается 6-8
человек) и в нее входят люди со сходными проблемами. Терапевт обычно остается на заднем плане,
давая возможность членам группы поделиться переживаниями, прокомментировать поведение друг
друга и обсудить свои собственные проблемы, а также проблемы других членов группы. Однако в
некоторых группах терапевт довольно активен. Например, на групповых занятиях по десенсибилизации
людей с одинаковой фобией (страх перед полетами или экзаменационная тревожность) можно
совместно провести по систематической иерархии десенсибилизации. Или на занятии по тренировке
социальных навыков группа застенчивых и неуверенных индивидов может быть вовлечена терапевтом в
ряд ролевых игр.
Групповая терапия имеет ряд преимуществ над индивидуальной. В ней энергия терапевта
используется более эффективно, поскольку одновременно идет работа с несколькими людьми. Человек
может чувствовать комфорт и поддержку, видя, что у других есть сходные и, возможно, более
серьезные проблемы. Человек может учиться косвенно, наблюдая за поведением других и изучая
отношения и реакции во взаимодействии с несколькими людьми, а не только с терапевтом. Групповые
занятия особенно эффективны, когда они дают участникам возможность приобретать новые социальные
навыки путем их моделирования и практической проверки в группе.
<Рис. Преимущество групповой терапии состоит в том, что участники могут наблюдать за
тем, как другие люди реагируют на проблемы, сходные с их собственными.>
Как правило, группы ведет опытный терапевт. Однако растет и число разнообразных групп
самопомощи,
проводимых без профессионального терапевта. Группы самопомощи добровольные
организации людей, регулярно встречающихся с целью обменяться информацией и поддержать усилия
друг друга по преодолению общей проблемы. Среди групп самопомощи более всего известны группы
Анонимных Алкоголиков. Еще один пример
Recovery, Inc. («Фирма "Выздоровление"»)
организация бывших психических больных. Другие группы помогают людям справиться с конкретными
стрессовыми ситуациями, такими как утрата близкого человека, развод и родитель-одиночка. В табл.
16.6 приведен ряд групп самопомощи.
Таблица 16.6. Примеры групп самопомощи
Программа Консультирования по СПИДу
AIRS (токсикомания среди подростков)
Взрослые дети алкоголиков
Взрослые, к которым приставали в детстве
Группа аффективных расстройств (нарушения настроения)
Al-Anon (семьи алкоголиков)
Ala-Teen (злоупотребление алкоголем среди подростков)
Анонимные алкоголики
Группа поддержки семей с больным болезнью Альцгеймера
Группа поддержки больных артритом
Группа поддержки избиваемых женщин
Группа поддержки больных с биполярным нарушением (маниакально-депрессивным психозом)
|