если испытуемого специально попросить запомнить столько информации о некотором человеке,
сколько он в состоянии, то на самом деле он запомнит меньше, чем если его просто попросить
сформировать о нем свое впечатление (Hamilton, 1979). Инструкция на формирование впечатления
заставляет испытуемого подыскивать различные схемы, относящиеся к данному человеку и
позволяющие лучше организовать и воспроизвести материал. Схема Я также позволяет эффективно
организовывать и обрабатывать информацию. Например, испытуемые лучше воспроизведут список из
слов, если им поручить при запоминании этого списка оценивать, насколько каждое из слов
характеризует их самих (Ganellen & Carver, 1985; Rogers, Kuiper & Kirker, 1977). Это явление известно
как эффект отнесения к себе и имеет место как потому, что связывание каждого слова с собой
заставляет человека глубже и основательнее думать о нем, когда он прикидывает, насколько оно к нему
относится, так и потому, что схема Я служит привязкой к памяти для информации, которая иначе
оказалась бы ни с чем не связанной (Klein, Loftus & Burton, 1989; Klein & Loftus, 1989).
Схемы и восприятие. Без схем и схематической обработки мы просто утонули бы в
наступающей на нас информации. Но за нашу эффективную обработку информации мы расплачиваемся
ценой ошибок в восприятии и запоминании данных. Возьмем, например, впечатление о Джиме, которое
складывается у вас из следующих наблюдений за его поведением.
«Джим вышел из дома за канцелярскими принадлежностями. Он вышел на залитую солнцем
улицу с двумя своими друзьями, греясь на солнце, пока он шел. Джим вошел в магазин канцтоваров,
переполненный народом. Джим поговорил со знакомым, пока ждал, что продавец заметит его взгляд. На
выходе он остановился поболтать со школьным приятелем, который как раз входил в магазин. Выйдя из
магазина, он пошел к школе. По пути он встретил девушку, с которой его познакомили прошлым
вечером. Они недолго поговорили, и затем Джим отправился в школу. После уроков Джим вышел из
класса один. Выйдя из школы, он начал свой долгий пеший путь домой. Улица сверкала, полная
солнечного света. Джим перешел на теневую сторону улицы. Спускаясь по улице к себе, он увидел
симпатичную девушку, с которой познакомился прошлым вечером. Джим пересек улицу и вошел в
кондитерскую. Кондитерская была переполнена школьниками, и он заметил несколько знакомых лиц.
Джим спокойно подождал, пока официант обратит на него внимание, и сделал заказ. Беря свой напиток,
он уселся за столиком сбоку. Когда он допил, то отправился домой» (Luchins, 1957, р. 34-35).
Какое впечатление у вас сложилось о Джиме? Он, по-вашему, дружелюбный и общительный или
застенчивый и интровертный? Если вы сочли его дружелюбным, с вами согласятся 78% людей,
читавших это описание. Но если вы изучите это описание повнимательнее, то заметите, что оно на
самом деле состоит из двух весьма разных портретов. Вплоть до предложения, начинающегося с фразы
«После уроков Джим вышел...», Джим изображается в нескольких ситуациях как довольно
дружелюбный. Однако после этого момента он в почти идентичном наборе ситуаций изображен
одиночкой. Если из людей, видевших только первую половину описания, дружелюбным его сочли 95%,
то из видевших только вторую половину всего 3%. Таким образом, в объединенном описании,
прочитанном вами, дружелюбие Джима доминирует в общем впечатлении. Но когда люди читают то же
самое описание, но с половиной текста о необщительности в начале, всего 18% из них оценивают
Джима как дружелюбного, т. е. основным впечатлением становится необщительность (табл. 17.1).
Вообще первая получаемая нами информация вносит наибольший вклад в общее впечатление. Это
называют эффектом первичности.
Таблица 17.1. Схематическая обработка и эффект первичности
Условия
Доля тех, кто считает
Джима дружелюбным, %
Только описание дружелюбия
95
Дружелюбие сначала необщительность
после
78
Необщительность сначала дружелюбие
после
18
Только описание необщительности
3
После того как схема Джима сформировалась, последующая информация ассимилируется ею (по:
Luchins, 1957).
Эффект первичности неоднократно обнаруживался в нескольких различных исследованиях по
формированию впечатления, включая те, в которых использовались реальные, а не гипотетические
|