себя предполагает, что в присутствии других усиливается желание человека выглядеть в благоприятном
свете. В легких задачах это ведет к росту усилий и концентрации и тем самым к улучшению
производительности. Однако в трудных задачах это желание усиливает фрустрации, вызываемые
задачей, и ведет к растерянности, отвлечению или чрезмерному волнению, которые ухудшают
результаты (Bond, 1982). Имеются данные в поддержку обеих этих теорий, и похоже, что все
предложенные процессы простое присутствие, заинтересованность в оценке и желание выглядеть в
благоприятном свете вносят вклад в эффект социального облегчения (Sanders, 1984).
Деиндивидуация
Примерно в то же время, когда Триплетт проводил свои лабораторные эксперименты по
социальному облегчению, другой исследователь человеческого поведения Густав Лебон выдвинул
более бесстрастный взгляд на групповое содействие. В своей книге «Толпа» (1895) он жаловался, что
«толпа всегда интеллектуально ниже отдельного индивида... Человек в толпе непостоянен, легковерен,
нетерпим, проявляет дикость и свирепость, как у примитивных существ... женщины, дети, дикари и
низшие классы... действуют под влиянием спинного мозга». Лебон полагал, что агрессивное и
аморальное поведение линчующей толпы (а также, по его мнению, французских революционеров)
распространяется в толпе, как зараза, круша моральное чувство и самоконтроль человека. Это
заставляет толпу совершать деструктивные действия, которые не совершил бы ни один отдельно взятый
индивид, за исключением, конечно, женщин, детей, дикарей и низших классов.
Несмотря на ряд очевидных предубеждений, наблюдения Лебона обладают определенной
достоверностью. Современный двойник его теории построен на понятии деиндивидуации, которое
первыми предложили Фестингер, Пепитон и Ньюкомб (Festinger, Pepitone & Newcomb, 1952) и развили
другие ученые (Zimbardo, 1970; Diener, 1980, 1979). Согласно их теориям, определенные условия,
имеющиеся иногда в группах, могут приводить к переживанию индивидами психологического
состояния деиндивидуации чувства, что потеряли свое лицо и анонимно слились с группой. В
результате этого снижаются ограничения на импульсивное поведение и возникают другие когнитивные
и эмоциональные условия, связанные с буйным поведением толпы. Некоторые из предпосылок и
последствий деиндивидуации, выделенные Динером, представлены на рис. 18.1. Заметьте, что условия,
предшествующие деиндивидуации, ведут к ней путем ослабления самосознания индивида.
Анонимность
Высокий уровень возбуждения
Концентрация на внешних событиях
Сплоченность группы
Снижение самосознания
Деиндивидуация
Ослабление ограничений на
импульсивное поведение
Повышенная чувствительность к
сиюминутным событиям и текущим
эмоциональным состояниям
Неспособность следить за собственным
поведением и регулировать его
Сниженный интерес к оценке со
стороны других
Снижение способности к
рациональному планированию
Условия среды
предваряющие
деиндивидуацию
Гипотетическое
опосредующее
состояние
Последствия
деиндивидуации
Рис. 18.1. Предпосылки и последствия деиндивидуации. Одно из объяснений поведения толпы
|