Navigation bar
  Print document Start Previous page
 624 of 700 
Next page End  

Другими словами, качество работы падало, хотя количество увеличивалось. В других исследованиях,
однако, качество работы в обоих случаях повышалось (см. например: Cottrell, 1972; Dashiell, 1935). Как
быть с такими противоречиями?
Изучая эти данные, психолог Роберт Зайонц (Zajonc, 1980, 1965) заметил, что простым, часто
совершаемым или инстинктивным реакциям (например, приему пищи) присутствие содеятелей или
посторонней публики, как правило, способствует, а сложные или только что выученные реакции оно, в
основном, нарушает. Он предположил, что эти результаты может объяснить давно известный принцип
мотивации: сильная потребность или возбуждение придают энергию доминантным реакциям организма.
Если простое присутствие другого представителя того же вида усиливает общее возбуждение или
потребность организма, это будет облегчать доминантную реакцию. В случае простого или хорошо
заученного поведения доминантная реакция чаще всего является правильной реакцией, и показатели
при этом будут улучшаться. В случае сложного или недавно выученного поведения доминантная или
наиболее вероятная реакция часто оказывается неверной. В случае с умножением, например, есть много
неверных реакций и только одна правильная. Следовательно, показатели исполнения должны
ухудшаться.
Эти прогнозы подтвердились в ряде экспериментов. Например, люди в присутствии публики
заучивают простой лабиринт или список легких слов быстрее, а сложный лабиринт или список сложных
слов медленнее, чем без нее (Hunt & Hillery, 1973; Cottrell, Rittle & Wack, 1967). Провели даже
эксперимент с тараканами, который показал, что когда другие тараканы наблюдают за «участниками»
со стороны (или бегут вместе с ними), они по простому пути убегают от света быстрее, а по сложному
— медленнее, чем когда другие тараканы отсутствуют (Zajonc, Heingartner & Herman, 1969).
Поскольку социальное облегчение наблюдается не только у человека, оно, вероятно, не
затрагивает сложных когнитивных процессов. Но в одной теории предполагается, что у человека
социальное облегчение происходит не только из-за присутствия других, но и из-за чувства
соперничества и заинтересованности в более высокой оценке, и именно эти когнитивные интересы
поднимают уровень мотивации. Даже первые исследования содействия показали, что если устранить
все элементы соперничества и конкуренции, эффект социального облегчения снижается или пропадает
(Dashiell, 1930). Другие исследования показывают, что эффект присутствия публики может
варьироваться в зависимости от того, насколько человек чувствует, что его оценивают. Например,
эффект социального облегчения усиливается, если наблюдателем является эксперт, но снижается, когда
аудитория состоит из «студентов выпускного курса, желающих понаблюдать за психологическим
экспериментом» (Paulus & Murdock, 1971; Henchy & Glass, 1968). В одном исследовании, когда
зрителям завязали глаза, так что они не могли оценивать успехи испытуемого, эффект социального
облегчения не проявился (Cottrell et al, 1968).
<Рис. Воздействие аудитории на исполнителей может быть различным в зависимости от
того, в какой степени человек ощущает, что его оценивают.>
Но испытуемые в этих экспериментах все же знали, что их успехи регистрируются
экспериментатором и, соответственно, могли чувствовать интерес к оценке, даже когда были одни или в
условиях простого присутствия. Поэтому эти исследования все же оставляют открытым вопрос,
возникает ли когда-нибудь у человека эффект социального облегчения только в силу присутствия
других лиц. Эта проблема была преодолена в исследовании, где испытуемых просили сесть за
компьютер и ввести некоторую «предварительную информацию, прежде чем эксперимент начнется». В
условиях оценки экспериментатор стоял у них за спиной и наблюдал; в условии простого присутствия в
комнате находился также человек с завязанными глазами, расположенный спиной к испытуемому, на
котором кроме того были наушники и которого попросили ждать участия в эксперименте по сенсорной
депривации.
Компьютер автоматически записывал и то, как долго испытуемый вводил свое имя (легкая
задача), и как долго он вводил сложное кодовое имя (трудная задача). По сравнению с одиночными
условиями, испытуемые и в условиях оценки, и в условиях простого присутствия выполняли легкую
задачу быстрее, а трудную — медленнее, показав тем самым, что социальное облегчение у человека
действительно может вызываться простым присутствием других (Schmitt et al., 1986).
Чтобы объяснить эффект социального облегчения, были предложены две другие теории.
Согласно теории отвлечения—конфликта, присутствие других отвлекает человека, вызывая конфликт в
распределении внимания между ними и выполняемой задачей. Именно этот конфликт внимания, а не
просто присутствие другого человека или заинтересованность в оценке, повышает уровень мотивации и
вызывает эффект социального облегчения (Baron, 1986; Sanders & Baron, 1975). Теория презентации
Hosted by uCoz