правоте того, кто оказывает влияние, и меняют свои убеждения и установки. Это называется
интернализацией (не путать с интериоризацией, означающей превращение внешней формы действия во
внутреннюю. Прим. ред.). А иногда люди упорно сопротивляются такому влиянию, выступая против
него даже с откровенным бунтом. В этой главе мы познакомимся с примерами уступки, интернализации
и сопротивления.
Но многие виды социального влияния являются косвенными или непреднамеренными;
например, простое пребывание рядом с другими может по-разному влиять на нас. И даже когда мы
одни, на нас все равно влияют социальные нормы неявные правила и ожидания, которые диктуют
нам, что мы должны думать и как себя вести; диапазон социальных норм от тривиальных до самых
глубинных. Социальные нормы говорят нам, что когда едешь в лифте, смотреть надо только прямо
перед собой, и определяют, как долго можно смотреть на незнакомого человека, прежде чем он сочтет
это грубостью. В более сложных случаях социальные нормы могут создавать и поддерживать в
обществе расизм, сексизм или гомофобию. Как мы убедимся, уступка другим людям или каким-то
требованиям часто зависит от нашего невольного следования социальным нормам.
Социальные взаимодействия и влияния суть общественной жизни. Кооперация, альтруизм,
любовь все они включают социальное взаимодействие и влияние. Но социальные проблемы,
порождаемые практикой, побудили социальных психологов обратить особое внимание на
отрицательные аспекты социальных влияний. Соответственно, так же как глава по патопсихологии
была посвящена обратной стороне поведения индивида, так и эта глава посвящена почти
исключительно обратной стороне социального поведения. Некоторые из приводимых результатов
вызывают тревогу и даже отчаяние. Но так же как изучение патопсихологии позволило создать
эффективную психотерапию, так и анализ проблем социального взаимодействия позволяет найти более
успешные пути их преодоления.
Присутствие других
Социальное облегчение (фасилитация)
В 1898 году психолог Норман Триплетт, изучая записи скоростей участников велогонок,
заметил, что многие спортсмены набирали бОльшую скорость, когда соревновались друг с другом, чем
когда соревновались с часами. Это заставило его проделать один из первых лабораторных
экспериментов в социальной психологии. Он поручил детям крутить катушку спиннинга как можно
быстрее в течение заданного отрезка времени. Иногда два ребенка проделывали то же самое в одной
комнате, каждый со своей катушкой. Иногда они действовали в одиночку. Хотя опубликованные
результаты Триплетта трудно оценить, он сообщал, что многие дети крутили быстрее во время
совместного действия, то есть в присутствии другого ребенка, выполнявшего ту же задачу чем когда
они это делали в одиночку.
<Рис. В 1898 году психолог Норман Триплетт, изучая записи скоростей участников велогонок,
заметил, что многие спортсмены набирали бОльшую скорость, когда они соревновались друг с другом,
чем когда соревновались с часами. Это заставило его проделать один из первых лабораторных
экспериментов в социальной психологии.>
Со времени этого эксперимента облегчающие эффекты совместной деятельности много
изучались на примерах как человека, так и животных. Например, муравьи, работая группой,
выкапывают в 3 раза больше песка из расчета на одного, чем в одиночку (Chen, 1937); многие животные
съедают больше пищи в присутствии других членов своего вида (Platt, Yaksh & Darby, 1967), а студенты
колледжа успевают решить больше задач на умножение, будучи в составе группы, чем делая это в
одиночку (F. H. Allport, 1920, 1924). Вскоре после экспериментов Триплетта психологи обнаружили, что
присутствие пассивного наблюдателя
зрителя, а не соучастника, или содеятеля, также
способствует улучшению показателей. Например, на показатели студентов, занятых умножением,
присутствие публики оказывало такое же влияние, как и присутствие содеятелей в прежнем
исследовании (Dashiell, 1930). Эти эффекты совместной деятельности и присутствия публики были
названы социальным облегчением.
Но даже этот простой случай социального влияния оказался более сложным, чем думали
вначале. Например, обнаружилось, что испытуемые в задачах на умножение делали больше ошибок и в
условиях совместной деятельности, и в присутствии публики, чем когда работали одни (Dashiel, 1930).
|