приказы вышестоящих. Это означает, что все мы в принципе способны на такое зло и что нацистская
Германия была событием, менее чуждым обычному человеческому существованию, чем нам хотелось
бы об этом думать. По словам Арендт, «при определенных обстоятельствах большинство обычных
порядочных людей могут стать преступниками». Такой вывод нелегко принять, поскольку удобнее
думать, что чудовищное зло совершается только чудовищными личностями. Действительно,
эмоциональное отношение человека к такому объяснению зла наглядно продемонстрировала сила
нападок на Арендт и ее выводы.
Проблема подчинения авторитетам снова возникла во Вьетнаме в 1969 году, когда группа
американских солдат, утверждавших, что они просто следовали приказам, расстреляла жителей деревни
Май Лей. Публике опять пришлось размышлять над возможностью того, что обычные граждане готовы
подчинится начальству в нарушение своих собственных моральных представлений.
В связи с этим вопросом в Йельском университете был проведен ряд важных и вызвавших много
споров эмпирических исследований (Milgram, 1963, 1974). Первоначально мужчин и женщин набирали
по объявлению в газете, где предлагалось по 4 доллара в час за участие в «изучении памяти». Когда
испытуемый приходил в лабораторию, ему говорили, что в исследовании он будет играть роль
«учителя». Испытуемый должен был читать другому участнику последовательности из пар слов и затем
проверять память последнего (учащегося), читая первое слово каждой пары и прося его выбрать второе
правильное слово из четырех предложенных. Каждый раз, когда «учащийся» делал ошибку,
испытуемый должен был нажать на рычаг, нанося тем самым удар током.
Испытуемый наблюдал, как учащегося пристегивают к стулу, а к его запястьям прикрепляют
электроды. Испытуемого затем сажали в смежной комнате перед электрогенератором, на передней
панели которого было 30 выключателей, расположенных в одну линию по горизонтали. Над каждым
выключателем была метка напряжения, последовательно увеличивающегося в диапазоне от 15 до 450
вольт, а группы соседних выключателей были снабжены описаниями от «Слабый шок» до «Опасно.
Сильный шок». При нажатии выключателя раздавался звук зуммера, вспыхивали лампочки и стрелка
вольтметра отклонялась вправо. Чтобы показать испытуемому, как все это работает, на него подавали
от этого генератора образец удара электрическим током в 45 вольт. Испытуемого инструктировали, что
с началом эксперимента он должен после каждой следующей ошибки учащегося нажимать на
генераторе рычажок для более сильного (на одну ступеньку) удара (рис. 18.5).
Рис. 18.5. Эксперимент Милграма по подчинению. Испытуемый должен был после каждой
ошибки учащегося наносить более сильный удар током. Если испытуемый возражал,
экспериментатор настаивал на необходимости продолжать (по: Milgram, 1974).
На самом деле «учащийся» не получал никаких ударов током. Это был мягкий 47-летний
человек, которого специально подготовили к этой роли. Когда он начинал делать ошибки и сила ударов
током возрастала, за соседней стеной можно было слышать его протесты. По мере увеличения
напряжения он начинал кричать и ругаться. При 300 вольтах он начинал стучать в стену, а при
следующем ударе, помеченном «Крайне сильный шок», он уже не отвечал на вопросы и не издавал ни
звука. Как вы и могли ожидать, многие испытуемые начинали возражать против этой «мучительной»
процедуры, обращаясь к экспериментатору с призывом остановить ее. Но экспериментатор неизменно
|